Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Культурология. Ч. 2

10. ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ XIX В.


XIX век в истории европейской культуры прославился не только выдающимися достижениями в области науки и техники, но и частыми радикальными переменами в сфере художественной культуры. Одно значительнейшее художественно-стилевое направление сменяло другое, отражая стремительно изменяющееся настроение времени, активный поиск путей духовного состояния общества через формы философии и художественной культуры. На смену рационализму Просвещения пришла эмоциональность, экзальтированность и иррациональность романтизма - идейно-художественного направления в европейской культуре начала XIX в., связанного с абсолютизацией чувственного начала и интересом к неординарным проявлениям человеческого характера, жизни и природы. Победа буржуазной революции не привела к наступлению ожидавшегося царства справедливости и разума. Произошла резкая переориентация общественной психологии. Стал очевиден интерес не к внешней, общественной, деятельности человека, а к внутреннему, духовному, эмоциональному миру личности. Наступила эпоха романтизма - короткий, но яркий и значимый период в истории и философии культуры.

Романтизм - это одно из самых сложных и внутренне противоречивых явлений в истории европейской культуры, стиль, ставящий во главу угла воображение, эмоциональность и творческую одухотворенность художника. Эмоции и интуиция превалируют здесь над рациональностью, индивидуальные качества отдельного человека - над обезличенным обществом, естественная природная непосредственность - над классической строгостью и сдержанностью. Главные темы романтического искусства и литературы - это величественные пространственные неспокойные пейзажи, (гроза, бушующее море, ветер), далёкие эпохи и давние времена, жизнь героических выдающихся личностей, мистицизм, смерть.

Романтик верил в то, что чувства составляют более глубокий пласт души, чем разум и, подобно ему, способны создавать новый порядок, новую культуру. Ход развития объективного бытия в представлении романтиков определялся духовной деятельностью отдельной личности. Это было серьезным изменением гражданского общественного идеала. Для романтиков проблема личности - центральна. Познание мира - это прежде всего самопознание.

Романтизм был не только «школой в поэзии», но и «школой в философии». Даже беглый просмотр имён романтиков говорит о том, насколько энциклопедичной была школа. Романтизм складывался как целая культура и был подобен в этом отношении Ренессансу или Просвещению. Романтическая философия была представлена концепциями Фихте и Шеллинга, Шопенгауэра и Кьеркегора.

Родиной романтизма принято считать Германию (поэтическое творчество Новалиса, драматургия, поэзия и теоретические произведения Ф. Шиллера, Л. Тика, Г. фон Клейста, проза Э.Т.А. Гофмана, сказки братьев Гримм). Сам же термин «романтизм» впервые был применен относительно живописи рано умершего французского художника Теодора Жерико (1791-1824) («Офицер конных стрелков перед атакой», «Раненый кирасир, уходящий с линии огня»). Появление на выставке его картины «Плот Медузы» открыло новую страницу западноевропейской живописи. Признанной главой романтического движения в живописи стал младший современник Жерико Эжен Делакруа (1798-1863). Сюжеты его произведений типичны для романтизма, отвергающего обыденность и прозу жизни. «Резня на Хиосе» - один из эпизодов освободительной борьбы Греции от турецкого ига. «Сарданапал» - тема, заимствованная из одноименной трагедии Дж.Г. Байрона о легендарном ассирийском царе. «Бричка Данте» - размышление художника о смысле жизни с помощью величавых образов античности и Возрождения. Но самое знаменитое произведение Делакруа посвящено событиям Июльской революции 1830 г. Выставленная в Салоне картина «Свобода, ведущая народ» потрясла современников смелостью художественного решения. Повстанцы на развалинах баррикад среди мертвых тел погибших товарищей изображены воодушевленными желанием свободы. Идеал свободы воплощён в романтическом образе прекрасной молодой женщины, подобной греческой богине победы Нике.

Помимо упомянутых выше, искусство романтизма может гордиться произведениями поэтов У. Вордсворта, С.Т. Колриджа, П.Б. Шелли, Дж. Китса, Дж.Г. Байрона и писателя В. Скотта (Англия); грандиозными романами В. Гюго, работами прозаиков Жорж Санд, А. Дюма-отца и А. Ламартина, поэзией А. де Мюссе и А. де Виньи (Франция); мистической прозой Э. По и стихотворными произведениями Г. Лонгфелло (США). В России это сказки и поэмы А.С. Пушкина, ранние произведения Н.В. Гоголя («Вечера на хуторе близ Диканьки»), «Мцыри», «Демон», «Маскарад» М.Ю. Лермонтова, поэмы В.А. Жуковского («Людмила», «Светлана», «Курган») и К.Ф. Рылеева («Войнаровский», «Наливайко»). В изобразительном искусстве романтическую традицию представляли выдающиеся художники-пейзажисты: Г.К.Д. Фридрих (Германия), У. Тернер (Англия), К. Коро (Франция), М.Н. Воробьёв и С.Ф. Щедрин (Россия). Несомненны романтические тенденции в позднем творчестве великого испанца Франсиско Гойи и работах замечательного русского художника Карла Брюллова. Выдающимся мастером романтического портрета был и Орест Кипренский.

В музыке термин «романтический» свободно применяется к большинству композиторов XIX в., хотя в основном ассоциируется с понятиями программной музыки, такой как «Фантастическая симфония» Берлиоза, песенный цикл Шуберта и опера, достигшая своего высшего расцвета в творчестве Вагнера, Верди и Глинки. Музыка занимала важнейшее место в духовной жизни XIX в. Активная деятельность блестящей плеяды композиторов, исполнителей, критиков способствовала бурному расцвету концертной и музыкально-театральной жизни. Творчество композиторов-романтиков (Берлиоз, Верди, Лист, Вагнер, Шуман и др.) отличалось яркой эмоциональностью, непосредственностью передачи внутреннего состояния. Фридерик Шопен и Ференц Лист подняли на новую высоту фортепьянную музыку, Никколо Паганини - скрипичную. В годы реакции 50-60-х годов не подвластная цензуре музыка стала средством выражения протеста, неудовлетворенности, несогласия. На смену лирическому герою Шуберта пришел герой драматических эпопей Рихарда Вагнера (1813-1883) - немецкого композитора и дирижера. Его грандиозный оперный цикл «Кольцо Нибелунгов» отмечен новыми принципами соотношения музыки и слова, грандиозностью оркестровой палитры. Вагнер был создателем нового жанра - романтической музыкальной драмы.

В середине века произошел небывалый взлет развлекательно-танцевальной музыки. Знаменитыми стали танцевальные пьесы Иоганна Штрауса-отца. Повсеместные выступления танцевальных оркестров, большое количество балов создавали особую атмосферу праздничности. В 60-е годы особенно славилась музыка Иоганна Штрауса-сына (1825-1899). Он вошел в историю культуры не только как создатель венского вальса, но и венской оперетты («Летучая мышь»).

В архитектуре XIX в. романтизм не создал собственной школы, однако в индустриальных странах, особенно в Англии, начинает быстро развиваться промышленная архитектура. Построенные в 30-40-х годах XIX в. вокзалы, мосты, фабрики подчас предвосхищали решения, характерные для конца XIX столетия. Быстрый рост городов привел к необходимости перепланировки старых кварталов и строительства новых проспектов и транспортных артерий. Так, в 1853 г. началась перепланировка Парижа, которая неузнаваемо изменила облик города. Архитектура России, как и в странах Западной Европы, переживала трудные времена. Начиная с конца 30-х годов XIX в. классицизм постепенно себя изживал. Начинался период эклектики в архитектуре, использование выразительных средств, присущих разным художественным стилям путём соединения их в единое целое, длившийся до конца XIX в. и прошедший несколько этапов: 30-60-е годы - увлечение готикой, итальянским Ренессансом, а затем барокко и рококо; в 70-90-е годы главным становится техническая и функциональная целесообразность: строятся промышленные и административные здания, вокзалы, мосты, рынки, доходные дома, театрально-зрелищные сооружения. Яркое событие этого периода - создание в1889 г. инженером Г.А. Эйфелем железной Эйфелевой башни в Париже для Всемирной выставки.

Романтизм был широким движением в духовной жизни европейского общества, просуществовавшим до 40-х годов XIX в. и затем не раз возрождавшимся в разнообразных неоромантических формах, вызванных стремлением преодолеть общественный пессимизм с помощью воскрешения яркой эстетики романтизма (драматургия Э. Ростана во Франции). Во второй половине XIX в. на смену романтизму пришли и другие направления: реализм натурализм символизм, сыгравшие немалую роль в художественной культуре.

 

2008-09-10 17:34:39 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36                            
Яндекс.Метрика