Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Культурология. Ч. 2

В Москве в это время сложилось свое понимание барочной формы, характеризующееся более бережным отношением к старомосковской традиции. Крупнейшим зодчим Москвы середины века был Д.В. Ухтомский, возглавивший так называемую «архитектурную команду», воспитанники которой сочетали теоретическое обучение с практической работой. Среди учеников этой школы были А.Ф. Кокоринов, В.И. Баженов, М.Ф. Казаков.

В 60-е годы классицизм с его благородной, величавой простотой пришел на смену живописному барокко. Классицизм в России -русская художественная культура XVIII - начала XIX вв., использовавшая и развивавшая традиции французского классицизма, - это явление особой значимости, выведшее русскую культуру на общеевропейский уровень. Центр Петербурга административными зданиями и дворцами застраивали лучшие русские и иностранные зодчие - А.Ф. Кокоринов совместно с Валлен-Деламотом (Академия художеств), Д. Кваренги (Академия наук), Н.А. Львов (Почтампт), И.Е. Старов (Таврический дворец). В начале XIX в. русские зодчие, используя только основные принципы ордерной архитектуры, создали произведения, воплощавшие идею величия и силы Российского государства (А.Н. Воронихин - Казанский собор; А.Д. Захаров - Адмиралтейство и др.).

Гармония единства классических и национальных начал, характерная для русского классицизма, гениально воплотилась в творениях московских зодчих В.И. Баженова (1737-1799) - дворцово-усадебный ансамбль в Царицыне под Москвой, дом Пашкова и др.; и М.Ф. Казакова (1738-1812) - Петровский дворец, здания Сената в Кремле, Благородного собрания, Московского университета и др.

Приобщение к европейским традициям крайне быстро произошло и в живописи. Всё более важное место занимают картины на светские сюжеты. Наибольших успехов достигло искусство портрета. Утверждение искусства портрета в России изначально было связано с новым пониманием человека как разносторонней личности. Становление русского портрета связано с именем Ивана Никитина. Художник уже в первых опытах, уходя от парсунной традиции, пытался передать не только внешнее сходство, но и внутреннюю жизнь портретируемых (портреты племянницы Петра I Прасковьи Иоанновны и царевны Натальи Алексеевны). Убедительны и психологичны лучшие работы Никитина (портреты канцлера Головкина, «Напольный гетман», «Петр I на смертном ложе»).

В 30-е годы XVIII в. ведущее место в русской живописи занял учившийся в Голландии А. Матвеев. Монументальные произведения художника (росписи церквей и дворцов), к сожалению, не сохранились. До нас дошла только станковая живопись этого мастера - «Автопортрет с женой», парные портреты И.А. и А.П. Голицыных. Все они демонстрируют прекрасное владение и техникой, и искусством индивидуальной характеристики героев. Постепенно портрет становится ведущим жанром русской живописной школы.

В дальнейшем появляется целый ряд художников, учившихся на родине, воспринявших национальные традиции. Среди них И.Я. Вишняков, А.П. Антропов. При статичности композиции и некоторой плоскостности изображения их работы удивительно жизненны. Чудесным живописцем был и крепостной художник Шереметевых И.П. Аргунов. К самым замечательным явлениям русской культуры XVIII в. принадлежит творчество Ф.С. Рокотова, в портретах которого увековечены неповторимые черты современников, передан внутренний мир, тончайшие душевные состояния (портреты В И. Майкова, П. Сумарокова и др.). Особой одухотворенности образов достиг художник в женских портретах (А.П. Струйская, В.Е. Новосильцева). Полотна Д.Г. Левицкого также отличались мастерством исполнения и правдивостью характеристик (портреты А.Ф. Кокоринова, П.А. Демидова, Д. Дидро, М.А. Дьяковой и др.). К высшим достижениям живописи XVIII в. принадлежит его сюита из 7 портретов «Смолянок». Последний значительный портретист XVIII в. - В.Л. Боровиковский лучшие лирические образы создал под влиянием сентиментализма (портреты М. И. Лопухиной, сестёр Гагариных и др.), а парадные портреты - следуя традициям классицизма (портрет А.Б. Куракина).

Основоположником исторического жанра в живописи был А.П. Лосенке В его творчестве проявились черты классицизма, соседствующие с реалистическими тенденциями («Владимир и Рогнеда», «Прощание Гектора с Андромахой»). Выдающимся мастером исторической живописи был Г.И. Угрюмов (1764-1823), в работах которого проявился рост интереса к отечественной истории («Торжественный въезд в Псков Александра Невского после одержанной победы над немецкими рыцарями»; «Призвание Михаила Федоровича на царство» и др.).

Классицизм утвердился и в русской литературе. Особенностью русского классицизма был интерес к национальной тематике, связь с традициями русского фольклора. Фундамент новой словесности был создан тремя поэтами в течение одного десятилетия. В 1729 г. А. Кантемир написал первую сатиру. В 1735 г. поэт В. Тредиаковский осуществил реформу стихосложения (статья «Новый и краткий способ к сложению российских стихов»). В 1739 г. М.В. Ломоносов написал оду «На взятие Хотина», развивая реформу Тредиаковского. Кроме того, он произвел реформу литературного языка, узаконив использование живой разговорной речи («Письмо о правилах российского стихотворства», «Риторика»). Талантливый поэт и теоретик классицизма А. Сумароков стал одним из первых русских драматургов, автором стихотворных трагедий «Хорев», «Синав и Трувор» и др. В последней трети XVIII в. в литературе начали складываться реалистические тенденции (комедии И. Фонвизина «Бригадир», «Недоросль»; прозаические произведения и оды Г.Р. Державина – «Властителям и судиям», «Фелица» и др.)

Труднее всего происходило становление светской скульптуры. По существу, в течение семи веков после принятия христианства этот вид искусства на Руси почти не развивался (за исключением народной деревянной скульптуры Перми, Вологды и др.). Основоположником русской скульптуры нового времени явился Б.К. Растрелли-отец. Произведениям мастера свойственна барочная парадность и пышность и вместе с тем глубокое понимание индивидуальности модели, подлинная историчность (бюсты Петра I и А.Д. Меньшикова). Русская монументальная скульптура началась со статуи Растрелли «Императрица Анна Иоанновна с арапчонком», ставшей своеобразным символом эпохи. Эта композиция воплотила важнейшие принципы стиля барокко: подчеркнутая пространственность, равновесие пластических масс, светотеневые контрасты.

Развитие монументальной скульптуры происходило в русле классицизма, наиболее видные представители которого - М.И. Козловский (памятник А.В. Суворову в Петербурге, статуя Самсона в Петергофе и др.) и И.П. Мартос (памятник К. Минину и Д. Пожарскому в Москве) - демонстрировали замечательное пластическое мастерство. Одновременно происходило становление русского реалистического скульптурного портрета, родоначальником которого стал Ф.И. Шубин (1740-1805). Образы, созданные скульптором, отличаются необычайной выразительностью (бюсты М.В. Ломоносова, П.А. Румянцева-Задунайского, A.M. Голицына и др.).

Важнейшим направлением общественной мысли второй половины XVIII - начала XIX в. явилось просветительство, нашедшее широкое отражение в деятельности Н. И. Новикова (1744-1818), крупнейшего издателя и журналиста того времени (сатирические журналы «Трутень», «Живописец», «Кошелек», «Пустомеля»). Традиции радикального просветительства поддерживал А. Н. Радищев (1749-1802). Впервые в истории русской общественной мысли он не только заклеймил «чудище» самовластия, но и поставил вопрос о ликвидации крепостничества и самодержавия революционным путем («Путешествие из Петербурга в Москву»). Однако Радищев опасался повторения ужасов пугачевщины, якобинского террора и выступал за революцию посредством просвещения народа, на подготовку которой отводил целое столетие.

Русский профессиональный театр во второй половине столетия находился в процессе становления, важнейшими этапами которого было создание в Петербурге в 1756 г. «Русского для представления трагедий и комедий театра» (руководитель труппы - Фёдор Волков), в 1779 г. - частного театра на Царицыном лугу под руководством известного актера Дмитриевского, ставившего пьесы Фонвизина; в 1780 г. -Петровского театра, в репертуаре которого наряду с драматическими были оперные и балетные спектакли. Большое развитие получил и крепостной театр, на сцене которого выступало немало талантливых исполнителей из крепостных. Крупнейшей оперной актрисой своего времени была крепостная графа Шереметева, а впоследствии его жена - П.И. Жемчугова-Ковалева. В соответствии с завещанием рано умершей от чахотки «крепостной» графини в Москве её мужем был построен Странноприимный дом (ныне Институт скорой помощи им. Склифосовского; архитекторы Е. Назаров и Д. Кваренги).

В последней трети XVIII в. началось формирование национальной композиторской школы. На творчество русских композиторов огромное влияние оказывал народный мелос; появился даже камерный лирический жанр - «российская песня» (О.А Козловский, «Гром победы раздавайся», 1791). Но ведущим жанром стала опера (М.М. Соколовский, «Мельник- колдун, обманщики сват», 1779; Е.И Фомин, «Орфей», 1792, и др.). Народные традиции были наиболее близки композиторам, работавшим в области хоровой музыки, - М.С. Березовскому, Д.С. Бортнянскому. Разностороннее творчество этих музыкантов (оперная, камерная инструментальная музыка) нашло признание не только на родине, но и в музыкальном центре Европы - Италии.

Становление русской национальной культуры сопровождалось интенсивным ростом национального самосознания. Осваивались традиции западноевропейской культуры нового времени и одновременно утверждались самобытные черты национального искусства.

 

2008-09-10 17:34:39 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36                            
Яндекс.Метрика