Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Культурология. Ч. 2

7. ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XVII В.


Культура XVII в. представляет особый интерес с точки зрения великих стилей, через которые осуществлялось самовыражение основополагающих идей времени. Речь идёт о барокко и классицизме. Оба стиля сформировались в недрах культуры Ренессанса, но имеют совершенно разную идейную и образную основу.

Эпоха барокко наступила в результате глубокого духовного и религиозного кризиса, вызванного Реформацией. Католическая церковь, стремясь отстоять свои позиции, начинает ещё больше уделять внимание декорированию и храмов, и самой службы. К тому же всё более популярным и массовым становится театральное искусство. Всеобщее увлечение театром и пристрастие ко всему театральному рождают соответствующее отношение к жизни как к театру. Шекспировские слова: «весь мир - театр, а люди в нём - актёры» из комедии «Как вам это понравится», можно отнести ко многим крупным произведениям европейской литературы и живописи. В Амстердаме в 1638 г. был открыт городской театр, над входом в который можно было прочесть строки крупнейшего голландского поэта того времени Вондела: «Наш мир - сцена, у каждого здесь роль своя и каждому воздается по заслугам». Театральность стала объединяющим барокко и классицизм моментом. На картинах крупнейшего представителя барокко П.П. Рубенса нередко можно увидеть красный бархатный занавес, гармоничнейшим образом сосуществующий с реалистическим пейзажем (картины «Три грации», «Вирсавия»). На полотнах представителя классицизма Н. Пуссена действие уподоблено сцене из спектакля, созданного в традициях классицистской эстетики, где всё и все занимают строго отведенное место на авансцене. Однако барокко как стилевое направление в художественной культуре Европы конца XVI - середины XVIII вв., тяготеющее к торжественности, пышности и многообразию форм, при всей очевидности эстетических признаков, на удивление разнообразно и всякий раз неповторимо. Классицизм же - направление в художественной культуре XVII-XVIII вв., обратившееся к канонам древнегреческой классики как к норме и идеальному образцу - являлся самым рациональным, идеологизированным и теоретически обоснованным стилем. Большого разнообразия внутри этого стилевого направления не подразумевалось.

Направленное на поддержку католической церкви в ее борьбе с Реформацией, искусство барокко стремилось непосредственно воздействовать на чувства зрителей. Сам термин «барокко» произошел от португальского слова, обозначающего жемчужину причудливой формы. Первым применил этот термин «барокко» швейцарский историк серединыХ1Хв. Якоб Буркхардт. Он употребил его в пренебрежительном смысле «вычурный», но слово прочно вошло в теорию искусства. Действительно, и архитектурному, и изобразительному, и литературному, и музыкальному искусству барокко присущи фантастичность, фееричность, карнавальность наряду с интеллектуальностью и эмоциональностью. Человек в искусстве барокко представлен уже не просто центром Вселенной, как в высоком и позднем Возрождении, а многоплановой личностью со сложным миром переживаний, вовлеченной во все конфликты жизни.

Любовь к театру и сценической метафоре обнажает осознание того, что в жизни всё иллюзорно. Название пьесы испанского драматурга Кальдерона «Жизнь есть сон» не менее образно, чем вышеприведенное изречение одного из шекспировских героев. Краткая и хрупкая жизнь, эта «юдоль плачевная» - не более, чем иллюзия. Но именно осознание того, что жизнь окончится как сон, открывало ее истинный смысл и ценность. Несмотря на особое внимание к теме бренности всего сущего, культура барокко дала миру литературные произведения небывалого жизнелюбия и силы, что роднит барокко со стилистикой Возрождения.

В архитектуре прямые линии уступили место извилистым и ломаным. Большую роль приобрели изощренные украшения (лепнина, вазоны, скульптура). Пространство помещений иллюзорно расширялось благодаря беспокойной игре светотени. Широко применялись зеркала для создания иллюзии бесконечного пространства. Осуществлялись широкомасштабные проекты, например ансамбль площади собора Св. Петра в Риме, спроектированный Лоренцо Бернини.

Особенно широкое распространение получает парадный портрет. Каждый европейский монарх стремился к тому, чтобы остаться запечатленным на полотне и во всем блеске своего величия. В эпоху Возрождения портреты создают почти все крупные художники: Леонардо, Рафаэль, Тициан, Гольбейн, Дюрер и т.д. Но, начиная с середины XVII в., жанр портрета приобретает ведущее значение, о живописце и судят в первую очередь по тому, какой он портретист, в качестве портретиста и приглашают на службу.

Большое влияние на формирование барокко оказал итальянский художник Микеланджело Меризи да Караваджо (1573-1610), смело использовавший световые контрасты и динамичные, нетрадиционные композиционные приёмы. Его образы настолько телесны, что вполне подтверждают знаменитые барочные принципы «природное через природу» и «над естеством наш разум торжествует, но с помощью того же естества». Наиболее известными работами Караваджо являются картина «Смерть Марии» и портрет «Юноша с лютней».

Золотой век испанской живописи, ознаменованный такими именами, как Диего Веласкес, Хусепе Рибера и Франсиско Сурбаран, также прошёл под знаком барокко. Наиболее значительной фигурой является Веласкес (1599-1660). Будучи придворным художником Филиппа IV, Веласкес пишет множество портретов короля, членов его семьи и приближённых, а также сцены из придворной жизни, усложняя и бесконечно разнообразя художественные приёмы. Часто использует художник эффект зеркала, создавая композицию в композиции, сцену в сцене, расширяя пространство изображаемого («Менины», «Венера перед зеркалом»). Патриотические мотивы ощутимы в картине «Сдача Бреды», также крайне насыщенной и по смыслу, и с точки зрения композиции.

В творчестве X. Риберы (1591-1652) отчетлив интерес к ярко индивидуальному, конкретному, пусть даже уродливому. Он предпочитает темный фон, насыщенные густые тона, подчеркнутую материальность формы, контрасты света и тени, использует сложные ракурсы расположения фигур («Св. Себастьян»). Часто его персонажами являются простолюдины, но всегда полные достоинства, мужественные и гордые. Например, в известной картине «Хромоножка» жалкий маленький калека изображен художником с большой теплотой. В нем подчеркнуты веселость, лукавство, озорство и в то же время - гордый, сильный характер.

Период расцвета фламандского барокко приходится на первую половину XVII в. и представлен творчеством Рубенса, Ван Дейка, Йорданса, Снейдерса. Главой школы стал великий мастер европейского барокко Питер Пауль Рубенс (1577-1640). Он пишет портреты, исторические картины на мифологические и библейские темы, оформляет дворцы и церкви. В композициях «Воздвижение креста», «Снятие с креста» художник использует резкие ракурсы, беспокойные пятна света и тени. Открытость композиции, особая чувственность тел характерна для Рубенса, интерпретирующего греческие и римские легенды: «Похищение дочерей Левкиппа», «Вакханалия», «Персей и Андромеда». Переходом к зрелой фазе творчества художника стал цикл картин «Жизнь Марии Медичи» для Люксембургского дворца во Франции (1622-1625). Картины театральны, манера письма выразительна, непринужденно свободна. Одна из любимых тем художника - тема вакхическая («Вакх», «Вакх и Ариадна», «Союз земли и воды»), демонстрирующая откровенно телесное восприятие жизни, в своей основе и языческое, и театрально-карнавальное.

Антиподом Рубенса был его младший современник Рембрандт, представляющий голландскую школу живописи, изобразительное искусство республиканской Голландии - государства, возникшего на базе Нидерландов после буржуазной революции. Голландское барокко не похоже на фламандское. В нём нет помпезности, чрезмерной яркости, нарочитой телесности. Творчество Харменса ван Рейна Рембрандта (1606-1669) содержит несвойственную барокко тенденцию к философскому самовыражению художника вне привычного для барокко чувственного, телесного начала. Стиль Рембрандта, будучи неповторимым, как всякое гениальное художественное творчество, демонстрирует возможную трансформацию барокко. Новаторскими являлись практически все работы Рембрандта. Имя художника популярным сделали полотно «Урок анатомии доктора Тульпа», вызвавшая множество споров картина «Ночной дозор» и др. Художник пишет много прекрасных заказных портретов, но наиболее интересными являются автопортреты, отражающие изменение его душевного состояния, а также автопортрет с первой женой, Саскией. Тонким психологом предстаёт Рембрандт в картинах на библейские и евангельские сюжеты («Иаков, благословляющий сыновей Иосифа», «Отречение апостола Петра», «Поклонение волхвов», «Вирсавия», «Святое семейство», «Видение Иезекиля» и др.). Живописным завещанием художника и эпилогом его творческих исканий стало хранящееся в Эрмитаже (Санкт-Петербург) полотно «Возвращение блудного сына». Оно доносит до нас мысль о всесилии человеческой любви, о красоте всепрощения. Такого драматического накала голландское искусство после Рембрандта уже не достигало. Шедевры мастера вывели искусство его страны и в целом барокко к новым рубежам.

 

2008-09-10 17:34:39 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36                            
Яндекс.Метрика