Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Культурология. Ч. 2

В рамках эпохи Возрождения был и ещё один переворот в области христианской религии. Речь идет о Реформации - широком общественном движении в странах Западной и Центральной Европы XVI в., связанном с борьбой за обновление католической церкви. В Германии в первой половине XVI в. окончательно оформился протестантизм, и это во многом объяснялось всё тем же возрожденческим свободомыслием. Реформа Мартина Лютера в равной степени была предопределена как «антипапскими», антикатолическими выступлениями ещё во второй половине XIV в. священнослужителей Джона Виклефа (Англия) и Яна Гуса (Чехия), так и распространением в образованных кругах Германии гуманистических идей. Именно гуманистическое движение, гуманистическая литература способствовали расшатыванию авторитета католической церкви, особенно римской курии и, в конечном счете, победе протестантизма.

В кругах немецких гуманистов в начале XVI в. большим авторитетом пользовался нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский (1466 -1536), называвший себя «гражданином Вселенной». Его произведение «Похвала глупости», в котором он остроумно, с тонкой иронией описывает недостатки и пороки современного ему общества, занимает выдающееся место в литературе XVI в. Во всех областях политической, культурной и церковной жизни он видит лживость, пошлость, пустой формализм и, прежде всего, глупость, отсутствие всякого разумного начала. Эразм Роттердамский так же, как и другой представитель немецкого гуманизма, писатель-сатирик Иоганн Рейхлин, автор памфлета «Письма тёмных людей», к Реформации не присоединились, но именно их рассуждения о приоритете личной веры над церковными обрядами во многом подготовили Реформацию.

Всевозможные злоупотребления католического клира, выкачивание из Германии и вообще Северной Европы денег в пользу папской казны, пренебрежение пап-итальянцев к «северным варварам», неприятие института индульгенций, наконец, стремление упростить и удешевить богослужение - все это немаловажные причины успеха Реформации. Впрочем, как и личность Мартина Лютера (1483-1546) - не только вдохновителя и «отца» Реформации, организатора новой церкви, но и талантливого богослова, проповедника, оратора, публициста, поэта, музыканта и политика. Протестантизм, ставший с того времени одним из трех наряду с католицизмом и православием, главных направлений христианства, в настоящее время представляет собой совокупность многочисленных самостоятельных церквей и сект, связанных своим происхождением с Реформацией и единых в основополагающих моментах. Протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии Бога, его триединстве, о бессмертии души, рае и аде (отвергая католическое чистилище). Вместе с тем он выдвинул принципиально новые принципы: спасение личной верой, священство всех верующих, а не только священнослужителей, исключительный авторитет Библии. Каждый христианин, будучи избранным и крещенным, получает «посвящение» на общение с Богом, право проповедовать и совершать богослужение без посредников (церковь, духовенство). Произошли изменения и в культе. Протестантизм упразднил многочисленные таинства, оставив лишь крещение и причащение, отверг учение о благодати т.д. Молитвенные дома были освобождены от пышного убранства, от алтарей, икон, статуй, сняты колокола. Обмирщая церковь, протестантизм отказался от монастырей и монашества, предельно упростив богослужение, которое стало вестись только на родном языке. Лютеранство стало первоначальной формой протестантизма, но вскоре появились и другие разновидности, такие, например, как англиканство и кальвинизм.

Для истории культуры, для истории искусства наиболее значимые моменты протестантизма - это:

1) идея личной связи человека с Господом без посредничества священника, что, несомненно, повышало самостоятельность человеческой личности;

2) перевод всего богослужения на родной для верующих язык. (Начало этому положил англичанин Джон Виклеф, который перевёл Библию на английский язык. Мартин Лютер перевел большую часть Библии на немецкий язык и начал читать проповеди только на немецком).

С Реформацией тесно связано и творчество великих немецких художников XV-XVI вв.: Альбрехта Дюрера, Лукаса Кранаха Старшего, Ганса Гольбейна Младшего, Грюневальда. В сущности, в Германии эпоха Возрождения и начинается с творчества Альбрехта Дюрера, которого многие называют немецким Леонардо. Альбрехт Дюрер - великолепный портретист, график, разработчик техники офорта (гравюра на меди), создатель графической серии «Апокалипсис», автор живописных работ «Адам и Ева», «Мадонна с чётками» и др. Ганс Гольбейн - превосходный портретист, создатель портретов Эразма Роттердамского и его друга, английского гуманиста Томаса Мора, иллюстратор «Похвалы глупости». Лукас Кранах - также портретист и гравер. Еще до Реформации Кранах создавал карикатуры, высмеивающие торговлю индульгенциями, монашество, папскую курию и все то, на что впоследствии обрушится Мартин Лютер. Кисти Кранаха принадлежит портрет самого Лютера. Все они художники одного поколения, составившие славу «Северного Возрождения», культуры Германии, Нидерландов и скандинавских стран XV-XVI вв.

В Нидерландах началом Возрождения можно считать творчество Яна ван Эйка (1390-1441), творца Гентского алтаря и ряда замечательных портретов. С городом Брюгге неразрывно связано творчество Ганса Мемлинга, прославившего себя лирическими образами мадонн. Общественная жизнь Нидерландов второй половины XV - начала XVI вв. была полна острых социальных противоречий и конфликтов. В этих условиях родилось сложное искусство Иеронима Босха (1450-1516), создателя мрачных мистических композиций, в которых он обращается и к средневековому аллегоризму, и к живой конкретной действительности. Острый гротеск его знаменитых работ «Корабль дураков» и «Сад наслаждений» сродни «Похвале глупости» Эразма Роттердамского и книге дидактических стихов Себастьяна Бранта «Корабль дураков».

Вершиной нидерландского Ренессанса было, несомненно, творчество Питера Брейгеля Старшего, прозванного Мужицким (1525-1569). Особую славу у потомков заслужил «Зимний пейзаж» из цикла «Времена года» (другое название - «Охотники на снегу»). Одним из последних произведений Брейгеля была картина «Слепые»: пять калек, не понимая, что с ними происходит, летят в овраг вслед за оступившимся вожаком. «Слепые», несомненно, имеют символическое значение. Природа вечна, как вечен мир, а путь слепых - это жизненный путь всех людей. Таким образом, художник выразил и собственное трагическое мироощущение.

Расцвет испанской художественной культуры - литературы, театра и живописи (Мигель де Сервантес Сааведра, Лопе Фелис де Вега Карпьо, Тирсо де Молина, Педро Кальдерон де ла Барка, Эль Греко, Хосе Рибера, Франсиско Сурбаран, Диего Родригес де Сильва Веласкес) - наступил несколько позднее. Золотым веком испанской живописи и театра является XVII в., а точнее 80-е годы XVI - 80-е годы XVII столетия. Суровость исторической судьбы испанского народа оказала существенное влияние на специфику мировоззрения испанцев и их идеалы. Из-за длившейся несколько столетий реконкисты, борьбы с мавританским владычеством, испанская культура отличалась самой сильной приверженностью католицизму, в котором видела духовную базу единения народа в противостоянии иноверцам. Ярко выражены здесь черты патриотизма и народности, поскольку народ был той силой, которая победила мавров. Испания достаточно поздно вступила в русло гуманистических идей и интерпретировала их по-своему. Религиозные идеи, которыми, по сути, освящено все искусство Испании, реализуются здесь очень конкретно, чувственный мир на удивление мирно уживается с религиозным идеализмом, а в мистический сюжет врывается народная, национальная стихия, например, «Святая Клотильда» Сурбарана.

В Испании ярко и самобытно развивается театральное искусство. Утверждается новый тип театрального действия, создаётся прекрасная, динамичная, наполненная жизненной конкретикой драматургия Лопе де Вега (1562-1635). До сих пор популярны написанные им «Собака на сене», «Дурочка», «Учитель танцев», «Овечий источник», «Звезда Севильи». В пьесах Лопе де Вега независимо от того, комедия это, драма или трагедия жизнь бьёт ключом. Знаменитый писатель Мигель де Сервантес (1547-1616), автор популярного романа «Дон Кихот», в котором гуманистические идеи воплощены в традиционной для испанской литературы форме рыцарского романа, также начинал как драматург, написав патриотическую трагедию «Нумансия» и ряд озорных жизнерадостных интермедий. Традиции Сервантеса и Лопе де Вега нашли блистательное развитие в творчестве Тиросо де Молина («Благочестивая Марта», «Севильский озорник, или Каменный гость» - первая в драматургии версия истории Дон Жуана) и Кальдерона («Дама-невидимка», «Стойкий принц», «Жизнь есть сон»).

 

2008-09-10 17:34:39 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36                            
Яндекс.Метрика