Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Партийная демократия. Ч. 2

3. НАЦИОНАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА СТАНОВЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В РОССИИ

В либеральных демократиях партии своим происхождением были обязаны европейской буржуазной цивилизации - торгово-промышленному городскому обществу, для которого характерны экономическая, мировоззренческая, а затем и политическая свобода каждого отдельного человека. Их появлению во второй половине XIX в. предшествовало утверждение демократических ценностей и представительных институтов власти, которое шло постепенно на протяжении нескольких столетий и нашло воплощение в парламентаризме и распространении всеобщего избирательного права.

Считается, что начало формированию представительного устройства власти и правового государства на Западе было положено английской Великой хартией вольностей, относящейся к 1215 г.

Дошедшая до нас «Русская правда» из «Синодального списка», одного из древнейших церковно-юридических сборников, датируемого концом 1282 г., свидетельствует, что в тот период политическая мысль на Западе и в Древней Руси оказались перед лицом однотипной задачи и одинаково подходили к ее решению. Однако затем пути развития общества и государства на Западе и в России разошлись.

В становлении демократии на Западе важную роль сыграла Декларация независимости США, написанная Т. Джефферсоном, которая провозгласила принцип суверенитета народа как основу государственного устройства, а также Билль о правах, принятый среди первых 10 поправок к Конституции США. Французская революция закрепила и развила идеи, изложенные в этих документах, в Декларации прав человека и гражданина. От них идет прямая линия к Всеобщей декларации прав человека, одобренной ООН в декабре 1948 г. и ставшей обязательной нормой для всех стран, членов мирового сообщества наций.

После свершения двух революций - в 1786 г. в Северной Америке и в 1789 г. во Франции - в результате упорной борьбы в Европе в прошлом столетии окончательно установилось всеобщее избирательное право. Начавшийся в XVIII в. в Великобритании и США процесс формирования партий охватил во второй половине XIX в. - первых десятилетиях XX в. другие страны европейского континента. К началу нынешнего века политическая жизнь большинства европейских стран и США была уже преимущественно партийной жизнью.

В начале русской истории в Киеве, Новгороде и в других городах власть находилась в руках городского веча - народного собрания, которое решало все дела. Наиболее сильной власть веча была в Великом Новгороде - боярской аристократической республике. С начала XII и до конца XV века вече начинало войну и заключало мир, выбирало князя, который должен был со своей дружиной оборонять город, платило ему жалованье и увольняло, если он не справлялся с порученными обязанностями.

Однако позднее, под воздействием специфических геополитических условий и исторических причин, в длительном и сложном процессе становления государственности в России образовалась уникальная структура власти, опирающаяся на социально-экономическую систему «служебно-раздаточного хозяйства». Сложился порядок, элементы которого были объединены триединой формулой: самодержавие – православие - народность. Сформировавшаяся общественно-политическая система осуществляла жесткое регламентирование всех сфер жизнедеятельности общества, оставляя мало возможностей для развития гражданского самосознания и появления структур гражданского общества, подобных тем, что возникали на Западе.

Самодержавие способствовало на первом этапе собиранию русских земель и укреплению российской государственности. Деятельность Петра Великого, Екатерины II и Александра I была направлена на реформирование и совершенствование государственного аппарата Российской империи. Хоть и со значительным запозданием, вызванным внешними обстоятельствами, российское государство двигалось в сторону ограничения самодержавия и создания институтов представительной власти.

На рубеже 50-60 гг. XIX в. Россия оказалась в ситуации острого общенационального кризиса. Поражение в Крымской войне поставило под вопрос положение России как великой державы, и задача модернизации -политической, экономической, социальной - стала неотложной. Поиск экономических и политических моделей будущего России шел параллельно по двум направлениям: славянофильство и западничество. Славянофилы признавали православие, самодержавие и народность основополагающими принципами общественно-политического устройства России. Они подчеркивали особое значение русской сельской общины, которая в их представлении, сочетая личную свободу со свободным подчинением отдельных личностей абсолютным ценностям, основанным на любви к своему народу, к церкви, к государству и т.п., обеспечивает «соборность», «органичную цельность общества».

Славянофилам противостояли западники, полагавшие, что дальнейшее движение России вперед невозможно, если она предварительно не усвоит результаты европейского образования и буржуазные формы жизни. Как отмечал А.И. Герцен, в «признании личности - один из важнейших человеческих принципов европейской жизни. В России же человек пропадал в государстве, чем сильнее становилось государство, тем слабее становилось лицо».

В 60-е годы широкое распространение получают революционно-демократические идеи, ярким представителем революционных демократов стал Н.Г. Чернышевский. Среди либерально мыслящих представителей политической мысли доминировали «государственники», считавшие государство отправной точкой и основной действующей силой российской истории. Для этого направления характерно высказывание известного общественного и политического деятеля Б.Н. Чичерина (1828-1904), который писал: «Государство есть высшая форма общежития, высшее проявление народности в общественной сфере. В нем неопределенная народность, которая выражается преимущественно в единстве языка, собирается в единое тело, получает единое отечество, становится народом».

Однако надежды государственников на способность царского правительства проводить реформы не оправдались. Более того, уже в 70-е годы начинается процесс контрреформ, наступление реакции. Нерешительность власти в проведении реформ порождала в среде оппозиции острое недоверие к ней и ее реформам, усиливала настроения политического радикализма, укрепляла в революционных кругах желание «самим» преобразовать Россию. Эту ситуацию 70-80 гг. особенно ярко выражало народничество. Тайные общества народников ставили своей целью подготовить сознание крестьян к предстоящему революционному перевороту. Большое влияние в 70-е годы получают идеи революционного анархизма, одним из ярких представителей которого был М.А. Бакунин. Стремясь к социальной революции, он выдвигал на первый план борьбу с государственностью, считая государство источником всякой социальной несправедливости. При этом М. Бакунин отвергал политические формы классовой борьбы, полагая, что «русский народ надо не учить, а бунтовать. При отсутствии легальных форм политической борьбы идейный радикализм породил практику политического терроризма, которая в свою очередь ужесточала запретительную практику самодержавия.

 

2009-07-27 15:31:19 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30                                        
Яндекс.Метрика