Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Партийная демократия. Ч. 2

Легитимность партийной демократии обеспечивается не только репрезентативностью, но еще и состязательностью выборов, ответственностью избирателей и сознательностью сделанного ими выбора. В России, по мнению некоторых экспертов, 30-40% избирателей можно «настроить» на голосование за что угодно. Значение имеют только ресурсы и профессионализм специалистов по электоральным ноу-хау, что ставит исход выборов в зависимость от ставок, сделанных донорами на те или иные партии, и обесценивает принцип состязательности.

На выборах 1995 г. только 21,6% избирателей проголосовали за выбранную партию потому, что верили, что она «отражает интересы таких людей, как они», остальные - из симпатии к лидеру, потому что так голосовали знакомые, или потому что про эту партию они, по крайней мере, что-то слышали, тогда как про другие - ничего. Однако вера еще не означает сознательности выбора. Под программой партии большинство россиян понимает не системный набор конкретных политических предложений - программу действий для правительства, а, скорее, некоторые идеологемы, ассоциирующиеся с определенной партией или ее лидером. Но даже восприятие этих идеологем электоратом остается достаточно амбивалентным. Так, например, 21% электората «ЯБЛока» счел лучшей политической системой советскую до 1991 г., зато 11% электората КПРФ - западную демократию.

Среди всех политических институтов партии устойчиво продолжают относиться к числу пользующихся наименьшим доверием. В июне 1997 г. всего 1% респондентов заявили о полном доверии партиям, в то время как недоверие выказали 76%. Еще год назад эти показатели выглядели несколько лучше. Население, руководствуясь стремлением выжить, явно уходит от идеологизированной политики в частную жизнь, в стране нет мощных выступлений протеста, которых многие ожидали в условиях массового обнищания. Даже в Санкт-Петербурге муниципальные выборы в октябре 1997 г. смогли собрать только 18,2% избирателей.

Отношение населения к партиям - всего лишь частное проявление взаимного отчуждения общества и «режимной системы», частью которого партии воспринимаются. В демократическом обществе отношения между государством и индивидом строятся на принципе реципрокности, согласно которому индивид принимает на себя определенные обязательства, предписываемые его публичным статусом, в обмен на защиту государством его гражданских прав. Правящая элита ни разу не выполнила обязательств, которые она брала на себя в ходе выборов в качестве платы за политическую поддержку власти.

При прежнем режиме социальный контроль поддерживался определенной идеологией, коллективными ценностями, стереотипами и попавшими на хорошо удобренную российскую почву призывами к социальной справедливости. В период кризиса индивиды и группы вырабатывают свои традиционные стратегии поведения, защищающие их от страха катастрофы и помогающие психологически адаптироваться к кризису в вакууме норм и ценностей. Следование этим стратегиям формирует особые групповые солидарности - солидарности столпившихся напуганных масс, способные обеспечить им защиту.

Когда старая система социального контроля распалась с распадом коммунистического правления, а ««режимная система» демонстрирует традиционное для России пренебрежение власти своими обязанностями перед обществом, средний россиянин чувствует себя совершенно незащищенным в социальном, экономическом, правовом, да и просто в физическом отношении. Естественно, что в российском социуме вместо гражданского общества формируется множество сообществ, объединенных неформальными отношениями по принципу «ты - мне, я - тебе». Из частной сферы они распространяются на область публичных отношений и превращаются в норму организации общественной жизни в целом. Следствием расширенного воспроизводства неформальных связей между частными и официальными лицами является распространение коррупции и рост преступности.

Коррумпированная часть административного аппарата, включая чиновников, служащих прокуратуры, суда, милиции различных уровней, «питает» и защищает как криминальный бизнес, так и незаконные действия бизнеса легального, обогащающегося за счет государственного бюджета. По оценке Совета безопасности, доля теневого сектора экономики в 1997 г. достигла 50%. Теневая экономика охватила практически всю систему экономических отношений и весь спектр общественных отношений. Органы правопорядка не справляются с небывалым разгулом преступности. Отсюда возникновение эрзац-альтернативы в виде расплодившейся массы охранных структур, нередко вооруженных по последнему слову военной и шпионской техники. При охватившей общество криминализации число телохранителей и охранников насчитывает по некоторым данным около 2 млн. человек, т.е. сопоставимо с численностью целой армии.

Широкая криминализация правящей элиты при пассивности и разобщенности общества делает достаточно реальными перспективы подмены демократии иными формами социального господства и формирования вместо гражданского общества криминализированного клиентарного общества, в котором квазипартийные формирования выполняют совершенно иные функции.

Процессы, происходящие в российском обществе и в массовом сознании россиян, носят противоречивый характер. Одновременно с тенденцией криминализации власти и ухода общества от идеологизированной политики социологи фиксируют сегодня появление другой тенденции - постепенное укоренение в общественном сознании общедемократических ценностей. По данным Института социологического анализа, от 67 до 98% населения разделяют такие совершенно нехарактерные для традиционной этатистской политической культуры России ценности, как:

- Люди в России нуждаются в свободе не меньше, чем люди на Западе;

- Жизнь человека является самой большой ценностью;

- Закон обязателен для каждого, от Президента до простого человека;

- Частная собственность священна и неприкосновенна;

- Государство тем сильнее, чем выше благосостояние населения».

Однако этот процесс протекает вне партий, которые, очевидно, не способны и не стремятся актуализировать эту тенденцию и преобразовать формирующийся в обществе потенциал демократизации в активные политические требования.

 

2009-07-27 15:31:19 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30                                        
Яндекс.Метрика