Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Римское право. Ч. 2

ВЛАДЕНИЕ

Понятие и виды владения

Право собственности исторически складывалось на почве фактического обладания вещами. Однако в римском праве владение и собственность - различные категории, которые могли совпадать в одном лице, а могли принадлежать разным лицам.

Владение (possesio) - это право фактического обладания вещью, снабженное юридической защитой, которая предоставлялась вне зависимости от того, являлся ли данный владелец собственником или нет.

Объектом владения римским правом признавались только res corporales.

Однако не всякое фактическое обладание лица вещью могло быть признано владением. Проводилось различие между владением в точном смысле (юридическим владением) и простым держанием (detentio), которое иногда называли possesio naturalis.

Для наличия possesio необходимо было наличие двух элементов: фактического обладания или corpus possesionis (буквально «тело владение») и воли на владение (animus possesionis). Наличие волевого момента освобождает владельца от необходимости сохранения постоянной материальной связи с вещью. Владелец может осуществлять владение телом (согроге) через третье лицо, а также удерживать владение «голой» волей (solo animo) во время отсутствия. В то же время удерживать владения только согроге невозможно, также как и утратить его, не имея намерения покинуть вещь. Однако не всякая воля фактического обладания вещью признавалась владельческой волей. Лицо, обладающее вещью на основании договора (аренда, хранение и т.п.) с собственником, не признавалось владельцем, а было держателем на чужое имя. Для владения в юридическом смысле необходима воля обладать вещью самостоятельно, не признавая над собой власти другого лица, воля относиться к вещи как своей (animus domini). Такая воля есть у подлинного собственника, у лица, считающего себя собственником, в силу добросовестного заблуждения и даже у незаконного захватчика вещи. Но арендатор не может обладать владельческой волей, поскольку самим фактом платежа арендной платы он признает господство собственника над вещью. Поэтому арендатор в римском праве считался держателем вещи на имя ее собственника.

Практическое значение различия владения и держания выражалось в том, что владельцы защищались от незаконных посягательств на вещь непосредственно сами, а арендатор мог получить защиту только через посредство собственника, от которого получена вещь.

Corpus possesionis как элемент владения считался присутствующим во всех случаях, когда при нормальных условиях для лица обеспечена возможность длительного беспрепятственного проявления своего господства над вещью. Например, считалось, что дикие звери и птицы остаются во владении лица, пока они состоят под его охраной (в клетке, на привязи) и не вернулись в естественное состояние свободы. Домашнее животное не выходит из владения, даже если оно уйдет со двора, до тех пор пока оно сохраняет привычку возвращаться обратно и т.д.

Анализ сочинений римских юристов позволяет определить corpus possesionis как такое положение лица в отношении вещи, в каком нормально находятся собственники в отношении своих вещей. Так, если стройматериалы - доски, бревна, кирпичи и т.д. складываются не во дворе дома, а перед воротами, данные материалы считаются в фактическом владении лица, поскольку в жизни данное положение нормально, в то же время если домашняя обстановка находится вне жилища, то такое положение не нормально, и corpus possesionis признать нельзя.

Поскольку вещи, как правило, находятся в обладании тех, кому принадлежат, то нормальным владельцем вещей можно считать ее собственника. Именно собственнику принадлежит право владеть вещью (ius possidendi). В этом смысле он является законным владельцем вещи. Лица, обладающие вещью с намерением относиться к ней как к своей, но не имеющие права владеть (ius possidendi), считались незаконными владельцами.

В свою очередь, незаконное владение подразделялось на незаконное добросовестное и незаконное недобросовестное.

Римское право считало незаконное владение добросовестным в случаях, когда владелец не знал и не мог знать, что не имеет права владеть вещью. Например, при покупке вещи у несобственника, выдававшего себя за собственника. Недобросовестный владелец определенно знает, что вещь не его, но ведет себя так, как будто вещь принадлежит ему. Юридические последствия признания добросовестным или недобросовестным владельцем выражаются в разной степени в разной степени ответственности за сохранность вещи и плодов от нее в случае обнаружения собственника. Кроме того, только добросовестный владелец мог приобрести право собственности на вещь по давности обладания.

Особую группу составляет так называемое производное владение, когда фактический обладатель вещи не мог быть признан владельцем с точки зрения римского права, но тем не менее получал владельческую защиту. Например, залогодержатель обладает вещью не как своей, а как чужой, с тем чтобы вернуть ее собственнику, как только будет оплачен долг, обеспеченный залогом. Но в случае нарушения его владения вещью, не будучи владельцем, он мог оказаться беззащитным, поскольку сам он не имел владельческой защиты, а собственник был скорее заинтересован истребовать вещь для себя, чем оказать содействие восстановлению прав залогодержателя. Поэтому лицу, получившему вещь в залог, в качестве исключения представлялась владельческая зашита, хотя оно и не имело воли (animus domini) относиться к этой вещи как к своей. На аналогичных отношениях получало владельческую защиту лицо, принявшее спорную вещь на хранение до разрешения судебного спора между третьими лицами.

Особенностью приобретения владения, по мнению римских юристов, было обязательное соединение у лица corpore et animo, т.е. фактического обладания и воли относиться к вещи как к своей, причем действовал принцип, что никто не может изменить оснований для владения сам по себе, то есть на основании внутренних настроений, не проявившихся вовне.

В этом случае возникает вопрос: «Как определить, обладает ли данное лицо вещью с намерением относиться к ней как к своей или без такового?» Римляне выработали формулу, согласно которой лицо, если пользуется вещью для себя, имеет волю относиться к вещи как к своей. А если другая сторона желала это предположение опровергнуть, то ей необходимо было показать, что вещь была получена по основанию, исключающему владельческую волю, например, договор хранения или найма.

Приобретение и утрата владения. Владение могло быть приобретено лично и через представителя. Для этого представитель должен иметь полномочия на приобретение владения. Предоставление этих полномочий являлось выражением владельческой воли (animus possesionis) и осуществлялось в лице представителя.

При утрате хотя бы одного из необходимых элементов (corpus possesionis или animus possesionis) владение считалось прекращенным.

 

2009-07-13 17:14:13 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23
Яндекс.Метрика