Международное гуманитарное право. Ч. 2
Основными мерами являются:
1) подготовка переводов текста Конвенций и Протоколов на национальные языки;
2) как можно более широкое распространение текстов Конвенций и Протоколов и ознакомление с ними как военнослужащих, так и всего населения в целом;
3) пресечение любых нарушений Конвенций и Протоколов и, в частности, ввод в действие уголовного законодательства, необходимого для наказания за военные преступления;
4) обеспечение мер по опознаванию, определению местонахождения и защите лиц и объектов, находящихся под покровительством Конвенций и Протоколов;
5) предотвращение неправомерного использования эмблем красного креста и красного полумесяца, а также других эмблем и знаков, защита которых предусматривается Конвенциями и Протоколами;
6) обеспечение во время вооруженного конфликта основных судебных гарантий;
7) набор и подготовка персонала, специализирующегося в области МГП, включая юридических советников в вооруженных силах;
8) создание и/или регулирование деятельности:
• Национальных обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, а также других добровольных обществ помощи;
• организаций гражданской обороны;
• национальных информационных бюро;
9) размещение военных объектов, разработка и применение оружия, а также методов и средств ведения войны с учетом требований МГП;
10) создание в случае необходимости санитарных зон, нейтрализованных зон, зон безопасности и демилитаризованных зон.
Статьи Конвенций и Протоколов, предусматривающие эти меры, указаны в приложении А к этим документам. Одни из этих мер требуют принятия соответствующих законов и нормативных актов, другие предполагают разработку и осуществление учебных программ, набор и/или обучение персонала, подготовку удостоверений личности и других документов и материалов, создание специальных структур и подразделений, планирование и ввод соответствующих административных процедур. Все эти меры представляют огромную важность для обеспечения эффективного выполнения гуманитарного права.
Как добиться осуществления этих мер?
Ключом к обеспечению эффективного выполнения МГП являются тщательное планирование и регулярные консультации. Во многих странах учреждены национальные комиссии по вопросам выполнения МГП или другие соответствующие органы, в работе которых принимают участие различные министерства, национальные организации, профессиональные объединения и другие учреждения, выполняющие определенные функции и имеющие опыт работы в этой области. Такие органы являются, как правило, эффективным и чрезвычайно ценным средством содействия выполнению МГП на внутригосударственном уровне. В некоторых странах помощь в выполнении МГП могут также оказывать Национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца.
Помимо мер по обеспечению соблюдения норм международного гуманитарного права в зонах конфликта или на оккупированных территориях, государства должны принимать меры законодательного, нормативного и административного характера. Разработка и подготовка большинства из этих мер должны осуществляться в мирное время, точно так же, как и во время конфликта.
Россия, как участница договоров, относящихся к МГП, обязана без промедления принимать все необходимые меры для выполнения обязательств, предусмотренных конвенциями и другими международно-правовыми актами. Речь идет о введении в действие законодательства для привлечения к уголовной ответственности лиц, совершивших или приказавших совершить те или иные военные преступления, а также об издании соответствующими органами документов по применению норм МГП. Однако зачастую принятие парламентами законов для урегулирования внутригосударственных отношений или же участие государств в международных договорах не всегда означает добросовестное выполнение правовых предписаний гражданами, а также органами государства. Так, серьезным испытанием для системы принципов и норм МГП стала Вторая мировая война. Поскольку Советский Союз, в отличие от Германии и большинства других стран, отказался подписать Женевскую конвенцию об обращении с военнопленными, противник использовал этот факт в качестве формального предлога для отказа в применении ее положений к советским военнопленным.
В послевоенный период четыре Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 года с оговорками были подписаны Советским Союзом, но лишь в 1954 году ратифицированы.
Дополнительные протоколы I и II к Женевским конвенциям 1949 года хотя и были подписаны Советским Союзом 12 декабря 1977 года, но ратифицированы лишь 4 августа 1989 года, т.е. накануне вывода контингента советских войск из Афганистана, участие которого в войне официально не было объявлено, также не было объявлено о том, будут ли им соблюдаться нормы МГП. Этим усугубилась проблема розыска погибших и пропавших без вести в афганской войне, а также осложнилось решение вопроса об освобождении советских военнослужащих, оказавшихся в плену у моджахедов.
В связи с ратификацией Дополнительных протоколов постановлением Верховного Совета СССР от 4 августа 1989 года №330-1 Совету Министров СССР предписывалось подготовить и в шестимесячный срок представить в Верховный Совет СССР предложения о внесении в советское законодательство изменений, отражающих участие Советского Союза в упомянутых Дополнительных протоколах. Этим же постановлением Исполнительному комитету Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР и Министерству обороны СССР было рекомендовано принять меры к изданию текстов Дополнительных протоколов и распространению знаний об этих документах среди гражданского населения и личного состава Вооруженных Сил СССР.
Первым шагом на пути выполнения международных обязательств, вытекающих из участия Советского Союза в Дополнительных протоколах I и II к Женевским конвенциям 1949 года о защите жертв войны, стало издание уставов Вооруженных Сил, а также приказа министра обороны 1990 года (№75), в котором командирам (начальникам) всех степеней предписывалось распространять знания о МГП, изучать его в системе боевой подготовки, обеспечивать подчиненных текстами международно-правовых документов, законодательных актов, определяющих поведение личного состава армии и флота в период вооруженного конфликта. Содержалось указание учитывать нормы МГП при проведении занятий, учений в войсках и силах флота и т.д.
2009-05-19 12:56:14 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 |