Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Международное гуманитарное право. Ч. 2

Основными мерами являются:

1) подготовка переводов текста Конвенций и Протоколов на национальные языки;

2) как можно более широкое распространение текстов Конвенций и Протоколов и ознакомление с ними как военнослужащих, так и всего населения в целом;

3) пресечение любых нарушений Конвенций и Протоколов и, в частности, ввод в действие уголовного законодательства, необходимого для наказания за военные преступления;

4) обеспечение мер по опознаванию, определению местонахождения и защите лиц и объектов, находящихся под покровительством Конвенций и Протоколов;

5) предотвращение неправомерного использования эмблем красного креста и красного полумесяца, а также других эмблем и знаков, защита которых предусматривается Конвенциями и Протоколами;

6) обеспечение во время вооруженного конфликта основных судебных гарантий;

7) набор и подготовка персонала, специализирующегося в области МГП, включая юридических советников в вооруженных силах;

8) создание и/или регулирование деятельности:

• Национальных обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, а также других добровольных обществ помощи;

• организаций гражданской обороны;

• национальных информационных бюро;

9) размещение военных объектов, разработка и применение оружия, а также методов и средств ведения войны с учетом требований МГП;

10) создание в случае необходимости санитарных зон, нейтрализованных зон, зон безопасности и демилитаризованных зон.

Статьи Конвенций и Протоколов, предусматривающие эти меры, указаны в приложении А к этим документам. Одни из этих мер требуют принятия соответствующих законов и нормативных актов, другие предполагают разработку и осуществление учебных программ, набор и/или обучение персонала, подготовку удостоверений личности и других документов и материалов, создание специальных структур и подразделений, планирование и ввод соответствующих административных процедур. Все эти меры представляют огромную важность для обеспечения эффективного выполнения гуманитарного права.

Как добиться осуществления этих мер?

Ключом к обеспечению эффективного выполнения МГП являются тщательное планирование и регулярные консультации. Во многих странах учреждены национальные комиссии по вопросам выполнения МГП или другие соответствующие органы, в работе которых принимают участие различные министерства, национальные организации, профессиональные объединения и другие учреждения, выполняющие определенные функции и имеющие опыт работы в этой области. Такие органы являются, как правило, эффективным и чрезвычайно ценным средством содействия выполнению МГП на внутригосударственном уровне. В некоторых странах помощь в выполнении МГП могут также оказывать Национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца.

Помимо мер по обеспечению соблюдения норм международного гуманитарного права в зонах конфликта или на оккупированных территориях, государства должны принимать меры законодательного, нормативного и административного характера. Разработка и подготовка большинства из этих мер должны осуществляться в мирное время, точно так же, как и во время конфликта.

Россия, как участница договоров, относящихся к МГП, обязана без промедления принимать все необходимые меры для выполнения обязательств, предусмотренных конвенциями и другими международно-правовыми актами. Речь идет о введении в действие законодательства для привлечения к уголовной ответственности лиц, совершивших или приказавших совершить те или иные военные преступления, а также об издании соответствующими органами документов по применению норм МГП. Однако зачастую принятие парламентами законов для урегулирования внутригосударственных отношений или же участие государств в международных договорах не всегда означает добросовестное выполнение правовых предписаний гражданами, а также органами государства. Так, серьезным испытанием для системы принципов и норм МГП стала Вторая мировая война. Поскольку Советский Союз, в отличие от Германии и большинства других стран, отказался подписать Женевскую конвенцию об обращении с военнопленными, противник использовал этот факт в качестве формального предлога для отказа в применении ее положений к советским военнопленным.

В послевоенный период четыре Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 года с оговорками были подписаны Советским Союзом, но лишь в 1954 году ратифицированы.

Дополнительные протоколы I и II к Женевским конвенциям 1949 года хотя и были подписаны Советским Союзом 12 декабря 1977 года, но ратифицированы лишь 4 августа 1989 года, т.е. накануне вывода контингента советских войск из Афганистана, участие которого в войне официально не было объявлено, также не было объявлено о том, будут ли им соблюдаться нормы МГП. Этим усугубилась проблема розыска погибших и пропавших без вести в афганской войне, а также осложнилось решение вопроса об освобождении советских военнослужащих, оказавшихся в плену у моджахедов.

В связи с ратификацией Дополнительных протоколов постановлением Верховного Совета СССР от 4 августа 1989 года №330-1 Совету Министров СССР предписывалось подготовить и в шестимесячный срок представить в Верховный Совет СССР предложения о внесении в советское законодательство изменений, отражающих участие Советского Союза в упомянутых Дополнительных протоколах. Этим же постановлением Исполнительному комитету Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР и Министерству обороны СССР было рекомендовано принять меры к изданию текстов Дополнительных протоколов и распространению знаний об этих документах среди гражданского населения и личного состава Вооруженных Сил СССР.

Первым шагом на пути выполнения международных обязательств, вытекающих из участия Советского Союза в Дополнительных протоколах I и II к Женевским конвенциям 1949 года о защите жертв войны, стало издание уставов Вооруженных Сил, а также приказа министра обороны 1990 года (№75), в котором командирам (начальникам) всех степеней предписывалось распространять знания о МГП, изучать его в системе боевой подготовки, обеспечивать подчиненных текстами международно-правовых документов, законодательных актов, определяющих поведение личного состава армии и флота в период вооруженного конфликта. Содержалось указание учитывать нормы МГП при проведении занятий, учений в войсках и силах флота и т.д.

 

2009-05-19 12:56:14 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42                
Яндекс.Метрика