Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Международное гуманитарное право. Ч. 1

4.2.4. Конституционный Суд

После принятия в 1994 году соответствующего закона возобновил деятельность Конституционный Суд. Это дало россиянам дополнительные и существующие гарантии защиты основных прав и свобод человека и гражданина, признанных в Конституции РФ и международных документах, и значительно расширило возможности судебной защиты данных прав и свобод.

В первый период своей деятельности (до декабря 1993 года - принятие новой Конституции РФ), используя свое право, Конституционный Суд неоднократно направлял представления в адрес высших органов власти и управления с требованиями об устранении выявленных нарушений Конституции в законодательстве и практике, в том числе и представления, касавшиеся защиты прав гражданина.

Нынешняя Конституции России, к сожалению, сузила функции Конституционного Суда в вопросах защиты прав человека. В процедуре, непосредственно связанной с правозащитной деятельностью, - рассмотрение индивидуальных жалоб на нарушение конституционных прав и свобод граждан - его компетенция сократилась. В соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» такие жалобы могут быть поданы в Конституционный Суд не в связи с правоприменительной практикой, а лишь на предмет проверки конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Это не способствует (и по мнению самих судей Конституционного Суда) усилению его правозащитной роли, ибо правоприменительная практика и все подзаконные акты, изъятые из компетенции Конституционного Суда, являются сферами, где совершается наибольшее число нарушений прав и свобод человека. К тому же отсутствует федеральный закон, предусмотренный Конституцией РФ (ч. 4 ст. 125), который должен регулировать порядок обращения в суд с жалобами и запросами на нарушение конституционных прав и свобод граждан.

Конституционный Суд - явление сложное. Он - орган правосудия, составная часть судебной власти. Он - и орган государственной власти, стоящий в одном ряду с конституционными органами: Президентом, Федеральным Собранием, Правительством. И наконец, Конституционный Суд должен не только применять Конституцию и право, но и интерпретировать ее нормы в конкретном деле, всякий раз сообразуя их с постоянно меняющейся действительностью. В результате, как определил один из членов Конституционного Суда, «через совокупность своих решений он формирует конституционно-правовую доктрину, которой руководствуются органы государственной власти и другие субъекты конституционно-правовых отношений, и, тем самым, фактически выполняет правотворческую функцию».

В системе судебной защиты прав человека Конституционному Суду отводится особая роль. Он имеет исключительную прерогативу в толковании Конституции, и его решения по этому поводу обязательны для всех органов законодательной, исполнительной и судебной властей. Конституционный Суд, осуществляя толкование норм Конституции, фокусирующих права и свободы граждан, способствует дальнейшему развитию и углублению их содержания, повышению их юридической защищенности.

По запросам судов Конституционный Суд может проверять конституционность закона, применяемого в конкретных делах, в случаях нарушения этим законом конституционных прав и свобод граждан.

С возобновлением работы Конституционного Суда действует и новый важный институт юридической защиты прав человека, предусмотренный Конституцией РФ - институт индивидуальной и коллективной конституционной жалобы. Согласно Закону о Конституционном Суде (ч. 1 ст. 96) право на индивидуальную или коллективную жалобу на нарушение конституционных прав и свобод предоставляется гражданину, чьи права и свободы нарушены или могут быть нарушены законом, примененным или подлежащим применению, который, по их мнению, является неконституционным. Кроме того, данным институтом могут также оспариваться неконституционные акты федеральных органов государственной власти субъектов РФ, ущемляющих права и свободы.

Конституционный Суд, рассмотрев жалобу, вправе признать примененный или подлежащий применению закон или акт неконституционным. (Например, он признал, что «Закон о милиции» нарушает права человека). Данный институт служит осуществлению контроля за соблюдением прав и свобод человека в системах правосудия и управления. В Российской Федерации известное международное правило исчерпанности всех возможных способов защиты нарушенных прав при обращении в высшую судебную инстанцию (Конституционный Суд) отсутствует, что значительно расширяет возможность граждан по защите своих основных прав и свобод.

Небогатый пока опыт конституционного судопроизводства, тем не менее, свидетельствует о том, что Конституционный Суд заложил хорошую традицию в качестве гаранта прав и свобод граждан. Еще один пример - его вердикт по конституционной жалобе журналистки Вероники Куцыло, в которой она сочла, что постановление Правительства Москвы, утверждающее правила регистрации граждан на территории столицы, особенно в части установленного крупного денежного сбора за регистрацию в приобретенном в собственность жилье, не конституционно и нарушает ее права. Конституционный Суд определил, что данное постановление ограничивает право на свободу места жительства и признал его противоречащим Конституции Российской Федерации.

4.2.5. Исполнительная власть

Главное предназначение исполнительной власти - защита прав человека, и в первую очередь охрана его жизни. Как гласит известный афоризм: люди могут быть свободными, когда правительства не свободны. Но российская исполнительная власть все еще свободнее в своем функционировании, нежели человек в своей деятельности. Причем до такой степени, что порой теряет ориентировку относительно главной статьи Конституции: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

Институт президентства, будучи гарантом прав и свобод человека (ст. 80 Конституции РФ), мог бы и должен сыграть важную роль в их защите. Но пока в этом качестве проявил себя слабо. Более того, сам Президент, начав военные действия в Чечне, нарушил свои обязательства быть хранителем прав и свобод человека.

Сфера реализации и защиты прав граждан в компетенции Президента, правительства, других органов исполнительной власти:

1. Указы Президента «О мерах по защите свободы массовой информации в Российской Федерации» (1993 г.); «О совершенствовании государственного управления в сфере массовой информации» (1993 г.); «О гарантиях права граждан н охрану здоровья при распространении рекламы» (1995 г.) и другие.

2. Постановления и распоряжения Правительства «О мерах правовой и экономической защиты периодической печати и государственного книгоиздания» (1992 г.); «Вопросы обеспечения издания и распространения средств массовой информации, продукции полиграфического производства», (1994 г.); «Об оперативном информировании граждан Российской Федерации о событиях в Чеченской республике и обеспечении необходимых условий для профессиональной деятельности представителей средств массовой информации» (1995 г.) и другие.

Именно на исполнительную власть ложатся основные обязанности по созданию социального государства, обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка. Президентом и Правительством РФ в течение последних лет сделаны некоторые шаги, направленные на защиту и реализацию прав и интересов личности.

Были приняты Основные направления социальной политики РФ, Федеральная миграционная программа, Основные направления государственной политики по поддержке соотечественников за рубежом, Национальный план действий в интересах детей Российской Федерации (до 2000 года). Для воплощения некоторых из принятых программ и документов были созданы специальные структуры: Совет по судебной реформе, Комитет по делам соотечественников за рубежом и другие. Принятые документы, к сожалению, имеют общий недостаток - отсутствует механизм реализации.

Прокуратура Российской Федерации усиливает правозащитную функцию (особенно в части совершения надзора за исполнением законов), делает попытки в постановке прав человека во главу угла своей деятельности, согласно закону защита прав граждан есть одна из ее функций. Об этом свидетельствует и возрастающее количество жалоб, направленных в прокуратуру. На конец 1995 года таких обращений было в 13 раз больше, чем в суд. Процедура обращения (жалобы) в государственные органы и органы местного самоуправления, существующая в России, - важное конституционно-правовое средство защиты прав и свобод человека.

Вступивший в силу Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (1995 г.) возложил на органы прокуратуры обязанности по рассмотрению и проверке жалоб, заявлений и иных сообщений о нарушении прав и свобод человека и гражданина. Прокуратура должна принимать меры по предупреждению и пресечению этих нарушений. Она вправе привлечь должностных лиц, допустивших подобные нарушения.

В случае нарушения прав человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья или возрасту не может лично отстаивать в суде свои права и свободы, или когда в силу других обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокуратура предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

Прокуратура совершает надзор за соблюдением установленных законодательством РФ прав задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, а также порядка и условий их содержания. В случае установления незаконного содержания осужденных в местах лишения свободы либо лиц, подвергнутых задержанию или аресту, прокуратура своим постановлением вправе немедленно их освободить.

 

2009-05-19 12:39:50 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45          
Яндекс.Метрика