Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Международное гуманитарное право. Ч. 1

4.2.2. Уполномоченный по правам человека

С вступлением в силу Федерального конституционного закона «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» в стране начал действовать специальный институт, стоящий на страже прав и свобод человека, давно распространенный в мире (чаще всего под названием «Омбудсман»), доказавший свою высокую эффективность, ставший завоеванием и достоянием мировой правовой культуры. Впервые этот институт появился в Швеции. Шведский Омбудсман, возникший в 1809 году, послужил моделью для подобных институтов в других странах (таковых теперь почти 70).

В институте Омбудсмана сочетаются черты государственного органа и общественной организации, специфические властные начала и демократичность. Он имеет открытый и публичный характер, доступен для всех граждан без исключения. Данный институт призван гарантировать помощь в качестве беспристрастного и квалифицированного органа, который действует неформально, безотлагательно, бесплатно. Сам Омбудсман, хотя и связан правовыми рамками, но руководствуется не только соображениями законности, но и своим представлением о справедливости и здравым смыслом.

Сущность омбудсмана (как правового института) - в защите прав человека, ослаблении у людей чувства беззащитности перед разветвленной системой государственных органов, в независимости и самостоятельности при принятии решений, находящихся в его компетенции. Главное - убедить в правильности своей точки зрения при защите прав человека.

Идея учреждения в Российской Федерации института Уполномоченного по правам человека (далее - Уполномоченный) впервые получила юридическое выражение в Декларации прав и свобод человека и гражданина, а позже нашла свое выражение в ст. 103 Конституции. Уполномоченный - это способ обеспечения государственного внимания к правам конкретного гражданина, авторитет правового суждения, инструмент повышения авторитета права в общественном сознании. Но деятельность Уполномоченного ни в коей мере не призвана и не может заменить традиционные институты защиты прав человека (суды, прокуратуры), его роль - дополнить существующие механизмы внесудебной защиты.

Институт Уполномоченного по правам человека вводится для усиления гарантий государственной защиты прав и свобод человека, содействия соблюдению и уважению его достоинства государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Уполномоченный должен способствовать:

- восстановлению нарушенных прав;

- совершенствованию законодательства РФ о правах человека и приведению его в соответствие с международными нормами и стандартами;

- развитию международного сотрудничества в области прав человека;

- правому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Уполномоченный не принадлежит к судебной, исполнительной или законодательной власти, хотя и учреждается и назначается последней. Более того, истечение срока полномочий Государственной Думы, а также ее роспуск не влекут прекращения его полномочий (срок - 5 лет). При осуществлении своих полномочий он независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам. В своей деятельности руководствуется Конституцией и законодательством Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, а также Федеральным конституционным законом об Уполномоченном по правам человека.

Уполномоченный призван не дублировать другие средства правовой защиты, не монополизировать защиту прав граждан, а дополнять существующие средства защиты прав и свобод человека. Приоритетным направлением в его деятельности является защита прав детей, женщин, пострадавших от дискриминации лиц, нуждающихся в особой социальной защите, военнослужащих, проходящих службу по призыву, людей, находящихся в местах принудительного содержания.

Уполномоченный рассматривает жалобы на решение или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, нарушающих, по мнению заявителя, его права или ограничивающих его свободы, установленные Конституцией РФ, законами и международными договорами РФ. Уполномоченный не рассматривает жалобы на решение палат Федерального Собрания и законодательных органов судебной власти субъектов РФ. Жалоба на решения или действия (бездействие) судов может быть принята к рассмотрению только в части нарушения процессуальных прав гражданина в процессе судопроизводства.

Закон об Уполномоченном устанавливает процедуру подачи и рассмотрения жалобы. Существо ее в следующем:

- жалоба должна быть подана Уполномоченному в письменной форме не позднее чем по истечении года с момента нарушения прав и свобод или с того момента, когда заявителю стало известно об их нарушении;

- жалоба должна содержать фамилию, имя, отчество и адрес заявителя; адрес и наименование органа; фамилию, имя, отчество и место работы должностного лица, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются; изложение сути решений или действий, нарушенных или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы.

Получив жалобу, Уполномоченный имеет право:

- начать производство по жалобе;

- указать заявителю на средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;

- передать жалобу государственному органу или должностному лицу, компетентным разрешить жалобу по существу;

- отказать в приеме жалобы к производству.

О принятом решении он уведомляет заявителя, а в случае начала производства по жалобе информирует также государственный орган или должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.

В законе определены и права Уполномоченного, какими он пользуется при проведении проверки жалоб, по результатам производства по ним, по результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод человека, обобщения итогов рассмотрения жалоб.

Важное значение имеют ежегодные доклады о своей деятельности и о состоянии дел с правами человека в стране, которые Уполномоченный не позднее чем через три месяца по окончании календарного года направляет Президенту РФ, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство,

Конституционный Суд, Высший арбитражный суд РФ. В докладе указываются государственные органы и должностные лица, систематически нарушающие права и свободы человека и уклоняющиеся от принятия мер по их восстановлению. Доклад содержит также общие оценки, выводы и рекомендации, относящиеся к обеспечению прав и свобод человека в Российской Федерации.

По отдельным вопросам соблюдения прав человека Уполномоченный может направлять в Государственную Думу специальные доклады.

Ежегодные доклады Уполномоченного подлежат обязательному опубликованию. Специальные доклады по отдельным вопросам могут быть опубликованы по решению Уполномоченного. Он также вправе опубликовать решение по результатам рассмотрения конкретной жалобы.

 

2009-05-19 12:39:50 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45          
Яндекс.Метрика