Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Международное гуманитарное право. Ч. 1

4.2. Защита прав человека в России

Международно-правовые механизмы защиты прав человека создавались исходя из того, что они, прежде всего, - обязанность самих государств. Международные организации могут помогать им в этом деле, советовать, призывать к соблюдению обязательств, но не подменять. Международное сообщество в своих основных документах настоятельно выдвигает требование к государствам оказывать всемерное содействие гражданам в осуществлении и защите их прав.

Статья 8 Всеобщей декларации прав человека требует наличия эффективно работающей системы охраны прав человека. Отсутствие ее приводит к тому, что гражданин остается без надежного механизма защиты своих прав и любые законодательные установления о правах человека, в том числе и конституционно закрепленные, превращаются в бумажные декларации.

Международный пакт о гражданских и политических правах установил (ст. 2), что каждое государство обязуется обеспечить любому лицу, права и свободы которого, признаваемые в Пакте, нарушены, эффективное средство правовой защиты; установление права на правовую защиту для любого лица через судебные, административные или законодательные органы; применение компетентными властями средств правовой защиты.

Система национальных учреждений, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и способствующих их соблюдению, имеет особую значимость. Органы международного сообщества рекомендуют правительствам поощрять создание национальных учреждений по защите прав личности, дополнять их специализированными государственными учреждениями и неправительственными организациями.

4.2.1. Законодательная власть. Законы

Существенную роль в защите прав человека играют законодательная власть и законы государства, которые она принимает. В этих законах не только называются права и свободы граждан, но определяются способы их охраны, реализации.

В Основном Законе Российской Федерации - Конституции - закреплен принцип непосредственного действия ее норм, в том числе норм о правах и свободах человека и гражданина, означающий, что при отсутствии соответствующих законов необходимо руководствоваться непосредственно Конституцией. Она зафиксировала достаточно широкий круг конституционных норм, предусматривающих судебные, правовые механизмы защиты прав граждан (ст. 19, 22, 45-54).

Основной Закон РФ признал юрисдикцию межгосударственных органов по защите прав человека, право россиянина обращаться к ним. Ст. 46 Конституции гласит, что каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутренние средства правовой защиты. Подобной нормы пока нет в конституционном законодательстве других стран.

Вместе с тем в России отсутствует пока ряд конкретных законов, защищающих права человека, о которых говорится в Конституции. Если нет законов - нет свободы, неосуществимы и права человека. Именно свободу и права каждого защищает закон. Хотя он и ограничивает действия индивида, но в пределах возможности осуществления прав других людей. Кроме того (и это принципиально!) закон защищает людей от власти, устанавливая пределы ее полномочий.

В развитии ст. 32 российской Декларации прав и свобод человека и гражданина и для ее законодательного закрепления в 1993 году в сфере защиты прав человека был принят важный Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Он установил: каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных организаций или должностных лиц нарушены его права и свободы.

Если конституционное право не регламентируется никаким законом, то его реализацию обеспечивает суд в случае, когда это право кем-то ущемляется. Причем суду подконтрольны любые действия и решения, если они точно (или предположительно) нарушают какие-либо права и свободы граждан. (Кроме действий, решений, проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ или если предусмотрен иной порядок судебного обжалования). Закон определил также процедуру подачи жалобы и порядок ее рассмотрения.

Есть и другие законы, охраняющие права человека в России. В дополнение к названным можно упомянуть законы «Об основных гарантиях избирательных прав граждан», «О занятости населения в Российской Федерации». Еще два закона были отмечены Комиссией по правам человека при Президенте РФ как прогрессивный шаг вперед в становлении законодательства о правах человека. Они предусматривают механизм реализации отдельных статей Конституции, касающихся прав человека.

В первом - Законе «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» - исчерпывающе определен перечень оснований для временного ограничения права граждан на выезд. Если кто-то попадает под действие временных ограничений, то получает уведомление, где указываются основание и срок ограничения, а также полные данные об организации, принимающей на себя ответственность за ограничение его права на выезд, что является дополнительной гарантией, обеспечивающей защиту права на выезд в случае отказа.

Второй - Закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» - четко регулирует процедуру уведомления, права и обязанности организаторов и участников публичного мероприятия, а также властей. Приводятся основания запрещения публичного мероприятия и порядок судебного обжалования такого запрещения. В законе, по существу, реализовано положение ст. 21 Международного пакта о гражданских и политических правах, по которому пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме необходимых в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения и защиты прав и свобод других индивидов.

Большое значение в защите прав человека играет парламентская законодательная деятельность. Главным ценностным ориентиром при принятии законов должны быть не интересы государственных органов и чиновников, а фундаментальные права человека. Высшая законодательная власть Российской Федерации - Федеральное Собрание, и прежде всего Государственная Дума, - ведут значительную работу по разработке и принятию законов, защищающих права человека. Кроме того, Государственная Дума принимает и постановления, в том числе и такие, в которых рекомендует устранить нарушения конституционных прав граждан, ограничений прав личности, допускаемых в нормативных и иных правовых актах субъектов Российской Федерации.

В 1994 году Государственная Дума приняла Заявление с выражением намерения «совершенствовать российское законодательство о правах человека в духе Всеобщей декларации прав человека, а также Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод». Это намерение было подтверждено в Обращении к Председателю Парламентской Ассамблеи Совета Европы в 1995 году, подписанном Президентом, Председателем Правительства и председателями обеих палат Федерального Собрания. К нему был приложен обширный документ, где были изложены планы совершенствования российского законодательства и правоприменительной практики в соответствии со стандартами Совета Европы. Тем более, что в нашем законодательстве имеются проблемы, встающие на пути реализации и защиты прав человека. Нередки нарушения прав человека из-за несовершенства законодательной системы. До сих пор в Российской Федерации нет реальных механизмов по выполнению некоторых политических и гражданских прав.

Слабым местом российских законов является отсутствие во многих случаях четких и конкретных мер ответственности (наказания) должностных лиц, нарушающих права граждан, препятствующих им реализовывать конституционные права - свободы.

Ряд норм Конституции об основных правах и свободах все еще не получил необходимого развития в новейших законах. В частности, не реализованы в законах положения о неприкосновенности частной жизни, защите права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Не имеется законодательных основ организации и деятельности правозащитных организаций, что тормозит развитие государственных структур по защите прав человека на местах.

Законодательные и подзаконные акты нередко противоречат друг другу и не соответствуют Конституции РФ. По данным Министерства юстиции, которое осуществляет правовую экспертизу проектов федеральных законов, а также регистрацию ведомственных нормативных актов, ситуация сегодня такова, что каждый второй документ возвращается в министерство или ведомство на доработку, так как содержит положения, нарушающие законы, конституционные права и свободы граждан.

В соответствии с постановлением Конституционного Суда от 4 апреля 1996 г. и пленума Верховного Суда РФ от 1 июля 1996 г. любое ограничение прав граждан (часть 3 ст. 55 Конституции РФ) возможно только на основании федерального закона.

Эксперты Парламентской Ассамблеи Совета Европы, посетившие Россию, в своем докладе в выводах по разделу о правах человека отметили, что, несмотря на существование необходимых конституционных гарантий, практическое осуществление прав человека не может быть гарантировано, если само законодательство не поощряет правильное восприятие буквы закона.

Наша же Комиссия по правам человека обозначила проблему, состоящую в том, что многие принятые Государственной Думой законы, регламентирующие осуществление правосудия и деятельность правоохранительных органов, не только не отвечают намерениям привести действующий правопорядок в соответствие со стандартами Совета Европы, но увеличивают имеющийся разрыв и содержат явные отступления от демократической Концепции судебной реформы, признанной необходимым условием функционирования России как демократического правового государства и одним из приоритетных направлений законопроектной деятельности.

Важным делом, соответствующим законотворчеству Государственной Думы, заняты ее комитеты, в частности Комитет по информационной политике. Они организуют и проводят парламентские слушания для углубления понима-ния проблем, требующих законодательного решения, принимают к рассмотре-нию инициативные законопроекты, привлекают к участию в законодательстве специалистов-профессионалов.

 

2009-05-19 12:39:50 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45          
Яндекс.Метрика