Международное гуманитарное право. Ч. 1
Вопросы апартеида. Апартеид (слово из языка африкаанс, обозначающее разделение) представлял собой установленную государством систему расовой дискриминации и сегрегации и практиковался правительством Южной Африки в качестве официальной политики страны в период с 1948 до начала 1990 года.
В условиях апартеида население Южной Африки подразделялось на несколько отдельных групп в зависимости от цвета кожи: черных (африканцев), белых (европейцев), цветных и индийцев. Черные южноафриканцы - примерно 73 процента населения - были лишены основных прав и свобод. Они не допускались к участию в политической жизни, на них распространялись репрессивные законы и положения.
Сегрегация подкреплялась и регулировалась множеством законов, главным из которых был Закон о регистрации населения (1950 год), которым определялись расовые категории, составлялся реестр населения и выдавались «удостоверения личности». В дальнейшем страна была разделена на белую (европейскую) зону и африканские резервации, а народ в белой зоне был расселен по «районам расовых групп». В «белых зонах» городов на основании Закона о районах проживания расовых групп (1950 год) небелое население распределялось по различным зонам проживания (цветные, индийцы, черные), а африканское население дополнительно подразделялось по этническим признакам в поселках, которые были выделены специально для них.
Десять резерваций, называемых «бантустанами» (или «хоумлендами»), отводились африканцам, по одному на каждую «национальную группу» африканского населения в соответствии с классификацией правительства. Территория бантустанов состояла из 81 несмежного участка земли. Хотя численность африканцев превышала численность белого населения в пропорции более чем 4:1, эти резервации занимали лишь 13 процентов территории Южной Африки с наименее плодородными землями.
Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности объявили апартеид несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций. Ассамблея осудила апартеид как «преступление против человечества», а Совет Безопасности квалифицировал апартеид как преступление против совести и достоинства и угрозу международному миру и безопасности. Органы Организации Объединенных Наций принимали решения о различных мерах международного сообщества, направленных на искоренение апартеида. Главной среди них было введение Советом Безопасности в 1977 году обязательного эмбарго на поставку вооружений в Южную Африку.
В 1989 году правительство Южной Африки и другие политические силы начали процесс, приведший к ликвидации апартеида. Были освобождены политические заключенные, законы апартеида были отменены, начались переговоры о подготовке новой конституции и решении других политических вопросов. Переговоры между сторонами завершились проведением в апреле 1994 года первых многорасовых, многопартийных выборов. С созданием в стране первого демократического нерасового правительства и парламента в мае 1994 года настал конец системы апартеида.
Механизмы Совета Европы. К механизмам защиты прав человека, приемлемым Советом Европы относятся Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека.
Правила приема жалоб в Европейскую комиссию и Европейский Суд сходны с требованиями ООН. Европейская комиссия по правам человека является предварительной ступенью рассмотрения жалоб и ведет работу по оценке соответствия жалобы материальным и процессуальным нормам Совета Европы. Правила обращения в Европейский Суд даны в приложении №
Куда обращаться за пределами России с жалобой о нарушениях прав человека? По адресу: Centre for Human Rights, United Nations Office at Geneva, 8-14 Avenue de la paix, CH-1211 Geneva 10, Switzerland.
Можно:
1. Направить уведомление о нарушении прав, гарантированных:
- Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации;
- Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания;
- Международным пактом о гражданских и политических правах в соответствии с Факультативным протоколом к данному пакту.
2. Получить информацию о процедурах рабочих групп Комиссии ООН по правам человека и направить уведомление о нарушенном праве в ту из них, которая занимается видом подобных нарушений. (На данный момент две рабочие группы принимают жалобы: по принудительным и вынужденным исчезновениям и по произвольному заключению под стражу.)
3. Получить информацию о мандатах тематических докладов Комиссии ООН по правам человека и направить уведомление о нарушении прав в рамках их мандатов.
4. Направить уведомление о нарушении прав человека, подаваемое на рассмотрение по «Процедуре 1503».
По адресу: European Commission of Human Rights, Council of Europe, BP 431 R 6. 67006 Strasbourg Cedex France можно обратиться с жалобой о нарушении прав, гарантированных Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод со стороны государства, подписавшего Конвенцию.
По адресу: Unesco, 7, place Fontenoy, 75700 Paris, France можно уведомить о нарушении прав, попадающих под компетенцию ЮНЕСКО.
Таким образом, право граждан на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека реализуется в следующих правовых формах:
1. В соответствии с процедурой «1503» в системе ООН, когда защите подлежат права, не предусмотренные договором ООН.
2. В соответствии с процедурой, предусмотренной Факультативным протоколом к Международному пакту о гражданских и политических правах.
3. В соответствии с процедурой, рекомендованной Конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации.
4. В соответствии с процедурой, предусмотренной Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания.
5. В соответствии с процедурами, предусмотренными Европейской Конвенцией по защите прав и свобод человека.
Право выбора остается за индивидуумом. Важно подчеркнуть принцип субсидиарности международных средств защиты прав и свобод человека по отношению к национальным процедурам судебной защиты прав и свобод человека и гражданина.
Международные процедуры важны в качестве гарантий и дополнительных стимулов в деле совершенствования аналогичных внутригосударственных структур.
2009-05-19 12:39:50 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 |