Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Международное гуманитарное право. Ч. 1

4. МЕЖДУНАРОДНЫЕ И РОССИЙСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ И ПРАВИЛА ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

4.1. Основные правила защиты прав человека

Международные процедуры и правила - составная часть механизма обеспечения и защиты прав человека. Они очень важны, ибо без них провозглашенные права остались бы на бумаге.

Международные организации, принявшие нормы о правах человека, предусмотрели и определенные механизмы анализа ситуаций, предотвращения нарушений и защиты прав человека. Конституция РФ гласит: «Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты» (ст. 46). Слушатели должны знать порядок направления петиций и жалоб в международные организации, правила приемлемости сообщений.

Механизмы Организации Объединенных Наций. Организация Объединенных Наций рассматривает и обсуждает вопросы, касающиеся прав человека, по сути дела во всех своих структурах, но в интересующем нас аспекте - защита прав человека - главную роль играет Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный Совет и конвенционные, договорные органы, то есть различные комитеты, созданные в соответствии с пактами, конвенциями.

Обращаем внимание на одно широко распространенное ошибочное мнение: многие полагают, что за защитой попранных прав отдельный человек может обратиться в Международный Суд ООН. Однако Статут Международного Суда однозначно устанавливает, что только государства могут быть сторонами по делам, разбираемым Судом (ст. 34).

Организация Объединенных Наций осуществляет борьбу с нарушениями прав человека как путем публичного обсуждения и расследования нарушений, так и конфиденциального рассмотрения жалоб частных лиц и организаций.

Комиссия по правам человека и ее Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшинств ежегодно рассматривают на открытых заседаниях вопрос о нарушениях прав человека, совершаемых в любой стране. Члены этих органов и неправительственных организаций предоставляют информацию о ситуациях, вызывающих их озабоченность; правительства, которых это касается, часто дают ответы. В свете рассмотрения таких ситуаций могут создаваться группы экспертов для расследования обстоятельств, организуются поездки на места событий, проводятся переговоры с правительствами, предоставляется помощь и осуждаются факты нарушений.

В том случае, если ситуация в некоторой стране представляется достаточно серьезной, Комиссия может принять решение о необходимости поручить расследование либо группе независимых экспертов (Рабочая группа), либо частному лицу (Специальный докладчик). На основании информации, полученной от этих экспертов, Комиссия призывает соответствующее правительство предпринять необходимые изменения. Она также может назначить экспертов для оценки в сотрудничестве с соответствующим правительством объема помощи, необходимой для восстановления соблюдения прав человека в полном объеме. Зачастую обстоятельства требуют продолжения расследования в течение многих лет. Например, проблема нарушения прав человека на территориях, оккупированных Израилем, включая Палестину, рассматривалась Комиссией с 1968 года.

По состоянию на март 1995 года Специальные докладчики Комиссии были назначены в Афганистан, Бурунди, Кубу, Экваториальную Гвинею, Иран, Ирак, Мьянму (бывшая Бирма), на оккупированные арабские территории, включая Палестину, в Руанду, Судан, бывшую Югославию и Заир.

Комиссия также исследует права человека как глобальное явление путем изучения «тематических» вопросов соблюдения прав человека и нарушений, не являющихся спецификой конкретной страны. В качестве примера можно привести деятельность Рабочей группы по насильственным и недобровольным исчезновениям и Рабочей группы по произвольным задержаниям.

Специальные докладчики назначаются для расследования сообщений о совершенных без суда или произвольных казнях и пытках. Среди других вопросов прав человека, которые расследовались специальными докладчиками, - факты религиозной нетерпимости; нарушения свободы выражения мыслей; насилия против женщин; детской проституции, детской порнографии и фактов усыновления в коммерческих целях. К докладчикам поступают сообщения от частных лиц и организаций; при необходимости они устанавливают контакт с соответствующими правительствами для расследования обвинений в нарушении и прекращения нарушений прав человека.

Жалобы на нарушение прав человека в соответствии со специальными соглашениями. Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенция против пыток и Конвенция о правах рабочих-мигрантов содержат положения, в соответствии с которыми государства могут уполномочить Организацию Объединенных Наций на принятие жалоб от их граждан в связи с нарушением их прав, о которых говорится в этих документах.

Когда Комитет по наблюдению за выполнением конвенции получает жалобу на государство - участника этой конвенции, при условии, что это государство-участник объявило о согласии разрешить гражданам, находящимся под его юрисдикцией, обращаться с жалобами в Организацию Объединенных Наций, он предпринимает меры по получению разъяснений от соответствующего правительства. Комитет должен установить, что это дело не рассматривается каким бы то ни было другим международным форумом и что все местные законные средства защиты были исчерпаны. Если эти условия соблюдены, Комитет высказывает свое мнение на основании информации, предоставленной истцом и государством, и знакомит с ним обе стороны.

Жалобы на нарушение прав человека в соответствии с процедурой 1503. Ежегодно Организация Объединенных Наций получает сотни тысяч писем и сообщений о нарушениях прав человека, которые направляются без соблюдения вышеописанного механизма подачи жалобы. Процедура, разработанная для рассмотрения этих жалоб, регулируемая главным образом резолюцией ЭКОСОС 1503 (XLVIII), обычно называется процедурой 1503.

Письма и сообщения, содержащие жалобы на нарушения прав человека, которые не могут быть рассмотрены одним из специализированных комитетов, резюмируются в конфиденциальном порядке и направляются Комиссии по правам человека и ее Подкомиссии. Копии жалоб направляются также государствам — членам ООН, которым предоставляется возможность дать ответ Организации Объединенных Наций.

Индивидуальные жалобы и ответы правительства сначала рассматриваются в Подкомиссии. Если она придет к выводу, что речь идет о «постоянной практике грубого и доказанного нарушения прав человека», жалоба передается на рассмотрение Комиссии, которая может провести дальнейшее расследование. Жалобы обсуждаются на закрытых совещаниях и остаются конфиденциальными до решения Комиссии представить доклад ЭКОСОС. В ходе этих закрытых заседаний Комиссия рассматривает жалобы, поступающие из всех регионов мира.

 

2009-05-19 12:39:50 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45          
Яндекс.Метрика