Международное гуманитарное право. Ч. 1
3.3. Европейские межправительственные организации по защите прав человека
3.3.1. Совет Европы
Совет Европы (СЕ) образован в 1949 году. В числе провозглашенных им уставных принципов - законность и уважение к правам человека. СЕ - первая международная региональная организация, положившая в основу своей работы защиту прав человека. Она же первая на региональном уровне предприняла шаги на пути превращения ряда прав и свобод в конкретные правовые обязательства государств и начала выработку международного механизма контроля за их соблюдением.
В компетенцию Совета Европы входит наблюдение за положением в таких сферах, как права человека и основные свободы.
Основные правозащитные документы СЕ:
- Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и десять Дополнительных Протоколов;
- Европейская социальная хартия и Дополнительный Протокол;
- Европейская конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Главный документ по правам человека для СЕ - Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод была первым актом в правовом закреплении и развитии прав человека после принятия ООН Всеобщей декларации прав человека, основой последующих международных документов в данной области. Согласно данной Конвенции подписавшиеся обязались не просто соблюдать человеческие права, а и по вполне определенной юридической процедуре нести ответственность за их нарушение.
Из всех ныне действующих международных механизмов контроля за соблюдением прав человека наиболее эффективен механизм, созданный в рамках СЕ по контролю за исполнением Европейской конвенции. Он состоит из деятельности Европейской комиссии по правам человека и Комитета Министров.
Европейская комиссия по правам человека - старейшая организация в мире, следящая за соблюдением прав человека, являющаяся независимым контрольным органом. Ее члены избираются Комитетом Министров Совета Европы. Их число соответствует числу государств-членов СЕ. Комиссия разбирает жалобы на ущемление человеческих прав и свобод. Жалобы могут подавать:
- государства-члены СЕ друг на друга;
- неправительственные организации и группы лиц на государство-члена СЕ;
- частные лица на государство-члена СЕ.
Комиссия - это фактически суд первой инстанции, куда стекаются все жалобы граждан. Так, в 1994 году она получила около десяти тысяч жалоб из всех стран-членов СЕ, а за последние десять лет количество жалоб увеличилось в три раза.
В случае подачи жалобы Европейская комиссия решает вопрос о возможности ее рассмотрения на основе двух международных правил: исчерпанности всех внутренних средств правовой защиты и приемлемости жалобы. Кроме того, Комиссия может принять жалобу также по следующим основаниям:
- истек шестимесячный срок после принятия решения на национальном уровне;
- она уже расследована Комиссией;
- содержит требования признания прав, не признаваемых государствами-участниками;
- подана на государство, которое не признало подобную компетенцию Комиссии.
По принятым жалобам Комиссия проводит проверку, собственно расследование, устанавливая факты, предмет спора, и выносит рекомендательный вердикт. Затем вердикт направляется правительству государства, в отношении которого был вынесен, и заинтересованные стороны приглашают достичь «полюбовного» урегулирования. Если такая попытка оказалась безуспешной, Комиссия составляет по поводу жалобы доклад, который заканчивается не имеющим обязательной юридической силы заключением относительно нарушенного права. В течение определенного срока этот доклад может быть передан для решения дела в Европейский суд по правам человека. Передачу дела может предпринять не только сама Комиссия, но и заинтересованное (затронутое) в жалобе государство и индивид, который считает свои права нарушенными. Если дело не направлено в Суд, окончательное решение по нему выносит Комитет Министров. И вообще, решения, по существу, принимает либо Суд, либо Комитет Министров.
В некоторых случаях, когда Комиссия отказывает в приеме к рассмотрению жалобы, это есть не просто констатация несоблюдения жалобщиком формальных правил ее подачи, но и вердикт Комиссии по признанию правоты государства в вопросе, вызвавшем появление жалобы.
Европейский Суд по правам человека - второй самостоятельный, независимый контрольный орган Совета Европы. Он учрежден на основании Европейской конвенции о защите прав человека. Его юрисдикция распространяется на все случаи ее толкования и применения. Именно в интерпретации Конвенции состоит прежде всего предназначение Суда. Но он вправе рассматривать и индивидуальные жалобы. И в этом деле Европейский Суд - последняя инстанция в процессе о нарушениях прав человека, проходящих в национальных судах стран-членов СЕ.
Европейский Суд - важная опора национальных судов и призван содействовать им в защите фундаментальных прав человека. Его члены избираются Парламентской Ассамблеей Совета Европы. Число судей соответствует числу членов-государств данной организации - по одному от каждого. Непосредственно в конкретном судебном разбирательстве принимают участие 20 присяжных, выбираемых из общего числа судей.
Заседает Суд десять раз в году и успевает рассмотреть не более шестидесяти дел. В большинстве своем Суд принимает дела к производству только от Комиссии по правам человека или от государства-участника Европейской конвенции. Но в ближайшее время прямой доступ в Европейский Суд (не только через Комиссию) появится и у частных лиц, группы лиц и неправительственных организаций согласно дополнительному Протоколу № 19 к Европейской конвенции, открытому для подписания с конца 1990 года.
Благодаря практической деятельности Европейского Суда по правам человека и его интерпретации самих норм Европейской конвенции объем обязательств, взятых на себя государствами-членами Совета Европы, определяется не только и не столько самими текстами Конвенции, сколько соответствующими судебными решениями.
Европейский Суд может выносить два типа решений: о компенсации ущерба пострадавшей стороне и о том, чтобы государство-ответчик привело свое законодательство в соответствие с Европейской конвенцией в том случае, если права граждан были нарушены из-за недостатков в национальных законах. Решения Суда окончательны и обязательны для государств-участников Конвенции. Обязательны в том смысле, что игнорирование его решений ведет к необходимости отзыва несогласным с ними государством своей подписи под самой Европейской конвенцией по правам человека.
Комитет Министров состоит из министров иностранных дел государств-участников Совета Европы и играет главную роль в наднациональном механизме обеспечения прав человека в государствах-членах СЕ. Комитет Министров:
- рассматривает и одобряет нормативные документы (конвенции, соглашения) СЕ;
- принимает решения о направлении любых необходимых рекомендаций заинтересованным государствам в сфере прав человека;
- разбирает несложные дела о нарушениях прав человека, которые могут быть закончены исходя из существующего законодательства;
- осуществляет надзор за исполнением постановлений Европейского Суда по правам человека;
- контролирует выполнение своих обязательных решений по нарушениям прав человека, включая определения о возмещении убытков пострадавшей стороне.
Из жалоб Комитет Министров рассматривает только те, какие не были переданы в Суд. Например, при получении доклада Комиссии по правам человека, имеет ли место нарушение Европейской конвенции, вывод должен быть сделан большинством в две трети голосов. Если ответ утвердительный, то соответствующее государство обязывается принять в течение определенного времени предписываемые ему меры. При этом Комитет Министров пытается урегулировать проблему политическими методами: убедить власти данной страны выполнить решение, так как в противном случае будет нанесен вред государственному престижу.
2009-05-19 12:39:50 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 |