Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Международное гуманитарное право. Ч. 1

2.1.4. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах

Факультативный протокол представляет собой дополнительный документ к Пакту, который вступил в силу в 1976 году одновременно с Пактом. Страны, присоединившиеся к Факультативному протоколу, уполномочили Комитет по правам человека, учрежденный согласно Пакту, принимать сообщения от отдельных лиц, утверждающих, что они являются жертвами нарушений какого-либо из прав, изложенных в Пакте. На практике Комитет принимает также сообщения от законных представителей отдельных лиц или близких родственников в том случае, если это отдельное лицо не в состоянии лично передать сообщение.

Комитет имеет право рассматривать сообщение отдельного лица только после того, как исчерпаны все имеющиеся внутренние средства правовой защиты, то есть после рассмотрения дела национальным судом или компетентными административными властями. Кроме того, государство, на которое подана жалоба, должно быть участником как Пакта о гражданских и политических правах, так и Факультативного протокола.

После того, как сообщение признано приемлемым, Комитет на закрытом заседании изучает сообщение и обсуждает существо дела. Заслушав рассмотрение жалобы подателя и ответ государства-участника, Комитет может высказать свою точку зрения относительно того, были ли нарушены права, предусмотренные Пактом.

2.1.5. Юридическая сила Пактов и Протоколов

Имеют ли Пакты и Протоколы силу законов? Да, имеют. Положения Пактов имеют обязательную юридическую силу для ратифицировавших их государств. Предполагается, что признаваемые этими государствами права являются для них законом. С этой целью в Пактах содержится положение «принимаемые меры», то есть представляемые международному органу для обзора меры, принятые государствами в целях выполнения обязательств в соответствии с Пактами.

Могут ли права, признанные Всеобщей декларацией и Пактами, подлежать каким-либо ограничениям или приостановлению? Всеобщая декларация прав человека подтверждает, что осуществление прав и свобод личности может быть ограничено, но эти ограничения должны быть установлены законом, - однако только лишь в целях обеспечения необходимого признания прав и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. Осуществление прав не должно противоречить целям и принципам Организации Объединенных Наций или быть направлено к ликвидации каких-либо прав, изложенных в Декларации.

В Пакте об экономических, социальных и культурных правах указывается, что осуществление прав, предусмотренных в этом документе, может быть ограничено законом, но только в той мере, в какой это совместимо с природой указанных прав, и исключительно в целях содействия общему благосостоянию в демократическом обществе.

В отличие от Всеобщей декларации и Пакта об экономических, социальных и культурных правах, Пакт о гражданских и политических правах не содержит никаких общих положений, применимых к изложенным в Пакте правам и допускающих ограничения в осуществлении прав. Однако некоторые статьи Пакта предусматривают, что права, о которых идет речь, не могут быть объектом каких-либо ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом или необходимы для охраны государственной безопасности.

Пакт о гражданских и политических правах допускает ограничения или приостановление государством осуществления определенных прав в случае официального объявления чрезвычайного положения, при котором находится под угрозой существование нации. Такие ограничения или отступления от обязательств по Пакту допускаются лишь «в такой степени, в какой это требуется остротой положения» и ни в коем случае не влекут за собой дискриминацию исключительно на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения. Об этих ограничениях или приостановлении осуществления прав следует информировать Организацию Объединенных Наций.

Однако осуществление некоторых прав, даже в случае чрезвычайного положения, никоим образом не должно приостанавливаться или ограничиваться. Это право на жизнь, свободу от пыток, свободу от рабства или подневольного состояния, защиту от заключения в тюрьму за неуплату долга, защиту от уголовных законов, имеющих обратную силу, признание правосубъектности перед законом, свободу мысли, совести и религии.

Кто может пользоваться правами, гарантированными Пактом, и когда эти права могут быть осуществлены? Все лица, проживающие в государстве-участнике Пактов, или на которых распространяется юрисдикция этого государства, должны пользоваться правами, гарантированными Пактами, без различия по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или других убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Принцип равенства или недискриминации является основополагающим не только для Пактов, но и для всей деятельности Организации Объединенных Наций, направленной на содействие осуществлению прав человека.

Обязательство, которое государство берет на себя в рамках Пакта о гражданских и политических правах, должно выполняться после того, как государство станет участником Пакта. В случаях, когда права не предусмотрены национальным законодательством, государство обязуется принять необходимые законы.

Пакт об экономических, социальных и культурных правах, однако, признает, что полная реализация прав, признанная в этом документе, может быть осуществлена лишь с течением времени, когда будут созданы определенные структуры и условия, способствующие развитию этих прав. Например, гражданская и политическая правосубъектность личности признается незамедлительно. Однако существуют такие экономические, социальные и культурные права, как, например, право на образование, которые могут быть осуществлены лишь постепенно - по мере подготовки преподавателей и строительства учебных зданий.

Международные стандарты прав и свобод человека. Первостепенное значение международных пактов о правах человека, как и предшествовавшей им Всеобщей декларации прав человека и относящихся к различным периодам конвенций в сфере гуманитарного права, заключается в том, что они, исходя из всемирного опыта и воплощая современные потребности и тенденции социального прогресса, устанавливают общечеловеческие стандарты прав и свобод личности.

Такие стандарты конституируются в качестве нормативного минимума, определяющего уровень государственной регламентации с допустимыми отступлениями в том или ином государстве в форме его превышения либо конкретизации.

Можно обозначить следующие функции стандартов:

1) определение перечня прав и свобод, относящихся к категории основных и обязательных для всех государств-участников Пактов и других конвенций;

2) формулирование главных черт содержания каждого из этих прав (каждой из этих свобод), которые должны получить воплощение в соответствующих конституционных и иных нормативных положениях;

3) установление обязательств государств по признанию и обеспечению провозглашаемых прав и введение на международном уровне самых необходимых гарантий, обусловливающих их реальность;

4) фиксирование условий пользования правами и свободами, сопряженных с законными ограничениями и даже запретами.

Оба пакта характеризуются закреплением связи между правовым статусом личности и правом народов на самоопределение, в силу которого они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие.

В одном аспекте пакты отличаются друг от друга: если в соответствии с Пактом о гражданских и политических правах каждое государство «обязуется уважать и обеспечивать» признаваемые в Пакте права, то согласно Пакту об экономических, социальных и культурных правах каждое государство обязуется «принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление» признаваемых в Пакте прав.

Соотношение между международно-правовыми стандартами и нормами законодательства Российской Федерации выражается прежде всего в принципиальной согласованности международного и внутригосударственного перечней прав и свобод, их содержания и средств обеспечения и защиты.

Структура гл. 2 Конституции РФ, не воспроизводящая, естественно, построение пактов о правах человека, позволяет зафиксировать на национальном уровне почти все гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права.

 

2009-05-19 12:39:50 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45          
Яндекс.Метрика