Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Международное гуманитарное право. Ч. 1

Статья 26. (1) Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.

(2) Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

(3) Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.

Приоритеты различных стран в области образования весьма разнообразны. В то время как во многих странах доминирует система обязательного образования, в значительной части мира главной задачей является ликвидация неграмотности. Около 1 миллиарда людей, то есть почти треть взрослого населения земного шара, неграмотно. Люди не могут реализовать свое право на образование, так как лишены равного доступа к образованию, что вызывается, главным образом, такими причинами, как нехватка учебных заведений, крайняя бедность и различные формы дискриминации.

Возможности в области образования должны отвечать потребностям конкретного общества. В ряде стран даже такой минимум, как бесплатное начальное образование, пока еще не достигнут. Обеспечение равных возможностей и реального доступа к образованию для всех даже в тех странах, где начальное и среднее образование является бесплатным и обязательным, могут зависеть от ряда факторов, таких как местонахождение школ, уровень их финансирования, наличие библиотек и школьного оборудования, а также от уровня подготовки преподавателей.

Высшее и университетское образование в большинстве стран не является бесплатным. Дальнейшему росту образовательного уровня можно, следовательно, способствовать при помощи таких мер, как обеспечение стипендиями, организация образовательных курсов для взрослых, организация вечернего обучения и обучение по месту работы.

Как образование содействует уважению прав человека?

Всестороннее развитие человеческой личности и укрепление уважения прав человека и основных свобод представляет собой перспективную и имеющую универсальное значение цель в области образования. В Преамбуле Всеобщей декларации прав человека содержится призыв к тому, чтобы «каждый человек и каждый орган общества... стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод...». В соответствии с международными документами по правам человека образование должно служить созданию универсальной культуры прав человека путем передачи знаний, развития практических навыков и формирования такого склада мышления, которое было бы нацелено на:

а) укрепление уважения прав человека и основных свобод;

б наиболее полное формирование человеческой личности и чувства человеческого достоинства;

в) содействие взаимопониманию, толерантности, обеспечению равноправия мужчин и женщин, дружбе между всеми народами и национальностями, включая коренное население, расовые, национальные, этнические, религиозные и языковые группы;

г) предоставление всем людям возможности принимать активное участие во всех сферах жизни свободного общества;

д) содействие деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира. Эти задачи следует иметь в виду на всех уровнях формальной и неформальной систем образования, включая дошкольное обучение, начальные и средние школы, высшее образование, профессиональное обучение, подготовку государственных служащих и общую информацию населения. Специализированные учреждения Организации Объединенных Наций следуют этому подходу во всей своей деятельности, связанной с образованием и профессиональной подготовкой.

В частности, ЮНЕСКО отразила эти идеи в Рекомендации о воспитании в духе международного взаимопонимания, сотрудничества и мира и о воспитании в духе уважения прав человека и основных свобод (1974). Руководствуясь положениями Рекомендации, ЮНЕСКО разработала в 1979 году План развития преподавания прав человека, осуществление которого велось по ряду направлений.

Статья 27. (1) Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.

(2) Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является.

ЮНЕСКО выработала ряд конкретных положений, имеющих непосредственное отношение к данной статье, в таких документах, как Рекомендации об участии и вкладе народных масс в культурную жизнь (1976), Рекомендации о статусе научно-исследовательских работников (1974) и различных конвенциях об авторском праве.

Право на участие в культурной жизни включает право каждого иметь доступ к собственной культуре, а также к культурному достоянию других народов. Непосредственное участие в культурной жизни общества, что охватывает такие популярные жанры искусства, как театр, музыка, народные танцы и карнавалы, является важным элементом культурных прав. Культурные права включают право пользоваться достижениями научно-технического прогресса. В широком смысле оно также включает в себя право на образование. Следует заметить, что культурные права до сих пор не так хорошо кодифицированы, как другие права человека, и их часто определяют как «слаборазвитую» категорию прав человека.

Статья 28. Каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью осуществлены.

Значительная часть человечества лишена самого элементарного для достойной жизни и минимального благополучия (см. также статья 22). Социальная справедливость для таких людей - иллюзия, поскольку возможностей для реализации основных прав и свобод человека у них нет. В то же время, общие военные расходы в мире составляют около 767 миллиардов долларов в год. В связи с этим возникает вполне законный вопрос, должны ли быть приняты меры, чтобы изменить такое положение.

Имеются ли возможности для улучшения положения?

Несмотря на действия, направленные на обеспечение развития, которые предпринимались на международном уровне в течение нескольких десятилетий, продолжает увеличиваться разрыв между богатством и бедностью как на национальном, так и на международном уровнях. Это показывает, что несправедливое распределение мировых ресурсов усугубляется политикой, проводимой существующими институтами. Экономический рост должен быть не самоцелью, а средством достижения подлинного развития общества, основанного на человеческом факторе и направленного на обеспечение благополучия человека.

 

2009-05-19 12:39:50 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45          
Яндекс.Метрика