Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Международное гуманитарное право. Ч. 1

Государства-участники согласились предпринимать эффективные законодательные, административные, судебные и другие меры для предупреждения актов пыток и установили соответствующие наказания за такие преступления. Конвенция не предусматривает никаких отступлений от данного соглашения и никакие обстоятельства, будь то состояние войны или угроза войны, внутренняя политическая нестабильность или любое другое чрезвычайное положение не могут служить оправданием пыток. Разработаны положения, устанавливающие «универсальную уголовную юрисдикцию», что означает, что государство, где обнаружен преступник, обязано выдать его или передать дело своим властям для судебного преследования. Государства-участники обязаны предусмотреть в своей правовой системе, чтобы жертва пыток имела право на справедливую и адекватную компенсацию, включая средства для реабилитации и возмещения нанесенного ущерба.

Какой механизм обеспечивает претворение в жизнь Конвенции против пыток?

Конвенция предусматривает создание Комитета против пыток, который состоит из десяти экспертов, выступающих в личном качестве. Члены Комитета избираются тайным голосованием из числа кандидатур, выдвинутых участвующими в Конвенции государствами.

В компетенцию Комитета входит осуществление контроля за выполнением Конвенции: Комитет рассматривает сообщения государств-участников о мерах, принятых ими для выполнения положений Конвенции; Комитет получает и рассматривает сообщения о нарушении положений Конвенции, поступившие от отдельных лиц, а также государств, при условии, что государство или государства, подпадающие под данную процедуру, заявили о признании этих функций Комитета (к настоящему времени около 40 государств сделали такие заявления). Комитет имеет право проводить конфиденциальные расследования в сотрудничестве с соответствующим государством-участником в отношении заявлений о систематическом применении пыток. Результаты расследования, проведенного Комитетом, направляются соответствующему государству-участнику, а краткий отчет о результатах проделанной работы, после консультаций с соответствующим государством-участником, может быть включен в ежегодный доклад Комитета Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций.

В настоящее время разрабатывается дополнительный протокол к Конвенции, предусматривающий превентивную систему постоянных посещений экспертами мест заключения.

Существуют ли в системе Организации Объединенных Наций какие-либо другие механизмы, способствующие предотвращению пыток?

В 1985 году был учрежден пост Специального докладчика по случаям применения пыток. В его функции входит рассмотрение вопросов, связанных с применением пыток. Он принимает меры для получения достоверной информации и должен немедленно реагировать на нее. Существует также так называемая процедура срочных действий, которая позволяет предпринимать немедленные меры при наличии угрозы применения пыток. В докладе, представленном Специальным докладчиком Комиссии по правам человека в 1993 году, говорилось, что ликвидация пыток всецело зависит от политической воли правительств и тот факт, что эта проблема до сих пор не решена, свидетельствует о том, что такая воля отсутствует.

Существуют ли региональные договоры, направленные против пыток?

Европейская конвенция о предотвращении пыток и бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1987) вступила в силу 1 февраля 1989 года. Конвенция учредила Комитет по предотвращению пыток, который состоит из независимых экспертов (каждое государство-участник представлено одним членом). Государства-участники обязаны предоставлять членам Комитета разрешение посещать места заключения в их странах. Эксперты сообщают о результатах своих расследований относительно выполнения государством положений Конвенции. Информация, представляемая неправительственными организациями, обеспечивает Комитет важными дополнительными материалами. Доклады направляются соответствующим государствам и носят конфиденциальный характер. Только в случае, если соответствующее государство не принимает мер по исправлению положения, Комитет предает эту проблему гласности.

Межамериканская Конвенция по предотвращению пыток и наказанию за их применение, принятая в 1985 году Организацией американских государств, вступила в силу в 1987 году. В соответствии с положениями этой Конвенции на Межамериканскую комиссию по правам человека возложена обязанность анализировать ситуации, связанные с предотвращением применения пыток и их запретом в регионе, и представлять ежегодные доклады по этой проблеме.

Существует ли международный кодекс обращения с заключенными?

В 1955 году Первый Конгресс Организации Объединенных Наций по предотвращению преступности и обращению с правонарушителями принял Минимальные стандартные правила обращения с заключенными. В 1957 и 1977 годах в этот свод правил были внесены поправки, после чего он был одобрен Экономическим и Социальным Советом ООН (ЭКОСОС). При разработке правил ставилась цель - установление определенных принципов и стандартов в обращении с заключенными, а не детальное описание образцовой пенитенциарной системы. В 1979 году Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, а в 1988 году - Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или тюремному заключению. В 1990 году были приняты Основные принципы обращения с заключенными (резолюция 45/111 Генеральной Ассамблеи), включающие одиннадцать положений, цель которых - обеспечить полное выполнение Минимальных стандартных правил. Все эти документы представляют собой важный ориентир для действий государств в этой области, хотя ни один из этих документов не является обязательным.

Статья 6. Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности.

Статья 7. Эта статья рассматривалась выше вместе со статьей 2.

Статья 8. Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.

Статья 6 - первая в ряду статей Декларации, наиболее тесно связанных с «правовыми» аспектами прав человека. Понятие «правосубъектность» означает признание государством за каждым лицом прав на совершение, например, сделок или заключение контрактов, соблюдение которых гарантировалось бы в судебном порядке, и прав возбуждать иски в судах для обеспечения своих законных прав.

Очень важную смысловую нагрузку в этой статье несет слово «каждый». Оно указывает, что государство не может относиться к разным индивидам по-разному или проводить какое-либо различие между своим собственным гражданином, иностранцем или лицом без гражданства в вопросе представления им всех прав, которыми они как «имеющие право на признание правосубъектности» обладают.

К каким мерам может прибегать индивид, если его или ее конституционные или юридические права нарушаются?

В соответствии со статьей 8 устанавливается право лица обращаться в трибунал или суд страны проживания, если он считает, что его конституционные или юридические права были нарушены. Это относится не к правам, изложенным во Всеобщей декларации, а к тем, которые гарантируются конституцией или законодательством самого государства.

Это означает, что никто не может быть лишен возможности восстановления в правах, если таковые были нарушены. Более того, специальное упоминание права «каждого» означает, что право восстановления в правах (например, право возбуждать иск) не может ограничиваться какой-то определенной группой людей. Слово «компетентный» относится к судопроизводству определенной специализации (так индивид, который считает, что его или ее трудовые права были нарушены, должен обратиться с жалобой в суд, специализирующийся на этой проблеме, а не в суд, компетенцией которого является, допустим, семейное право).

 

2009-05-19 12:39:50 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45          
Яндекс.Метрика