Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Международное гуманитарное право. Ч. 1

В этих статьях сформулированы ведущие принципы в деле предупреждения дискриминации, которые составляют саму сущность Декларации и являются руководством в деле защиты прав человека. Статья 2 обеспечивает недискриминационное применение положений Декларации, а статья 7 является гарантией недискриминационного применения законов в целом, в первую очередь, национального законодательства. Статья 7 предусматривает обязанность всех государств обеспечить законодательное равенство всех людей в соответствии с критериями, сформулированными в статье 2. Равная защита перед законом также накладывает определенные обязательства на официальных лиц, претворяющих законы в жизнь, а именно на сотрудников органов правосудия и полиции, и требует создания такой системы, при которой каждый человек имел бы доступ к правовой защите. Кроме того, на государства возлагается обязанность защищать все меньшинства от любой формы дискриминации, представляющей нарушение положения Всеобщей декларации. Это означает, что незаконным является и «подстрекательство» к такой дискриминации, то есть поощрение других к актам дискриминации.

Как люди пытаются оправдать расовую дискриминацию?

Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации определяет расовую дискриминацию как «любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, имеющие целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной или любых других областях общественной жизни» (статья 1).

Практика расизма и расовой дискриминации, главным образом, обосновывается представлениями о превосходстве одних расовых или этнических групп и неполноценности других. Эта концепция используется для оправдания порабощения и даже уничтожения «неполноценных» человеческих существ. Любая такая теория, в соответствии с Декларацией о расе и расовых предрассудках, принятой ЮНЕСКО в 1978 году, признана «научно несостоятельной и противоречащей моральным и этическим принципам человечества» (статья 2, пункт 1). Однако расизм и дискриминация по признаку расы или этнического происхождения остаются одной из главных проблем современности и проявляются самым различным образом.

В первой половине XX века мир стал свидетелем осуществления на практике антисемитских расистских теорий, которые достигли своей кульминации в попытках нацистов полностью уничтожить евреев, и других преступлений против человечества, совершенных тоталитарными режимами.

В конце века человечество стало свидетелем «этнической чистки» в бывшей Югославии и систематических массовых убийств тутси в Руанде. А это только два примера из множества актов насилия, совершаемых на всех континентах в ходе этнических или расовых конфликтов.

В прошлом многие мощные европейские и другие государства использовали в качестве одной из составляющих колониальной и имперской экспансии губительную политику расового превосходства и дискриминации по отношению к подвластным народам, в том числе к коренному населению. Воспоминания об этой эпохе выражаются в новых вспышках расизма и ксенофобии во многих европейских странах. Миллионы рабочих-мигрантов, беженцев, перемещенных лиц и других иностранцев, а также людей, принадлежащих к национальным, этническим, религиозным или языковым меньшинствам, в Европе и на некоторых других континентах испытывают по отношению к себе дискриминационное отношение, становятся жертвами насилия и эксплуатации. Растет влияние политических групп экстремистов правого толка, которые пропагандируют воинствующий расизм и крайний национализм.

В бывших колониальных странах многие аспекты дискриминационной практики укоренились в существующих правящих политических, экономических и социальных структурах, и до сих пор находят выражение в явлениях дискриминации. Иногда даже бывшие жертвы расовой дискриминации позволяют существование расистских доктрин, что бросает тень на их собственную борьбу за свободу в прошлом.

До недавнего времени в Южной Африке как крайняя форма расизма и расовой дискриминации существовала система апартеида со своим узаконенным разделением рас. Первый шаг к демократическому обществу был предпринят в феврале 1990 года, когда президент де Клерк объявил о снятии запрета с объявленных вне закона политических партий. За этим последовало освобождение после 27-летнего тюремного заключения Нельсона Манделы и аннулирование законодательства апартеида. В 1991 году был созван форум, представлявший18 политических организаций, включая находившееся тогда у власти правительство Южной Африки, для подготовки плана политических преобразований в стране после ликвидации апартеида. Референдум, проведенный среди белого населения страны в следующем году, одобрил ликвидацию апартеида, тем самым предоставив всем жителям Южной Африки возможность равноправного участия в демократическом процессе. В апреле 1994 года состоялись многопартийные выборы на основе всеобщего избирательного права, в результате которых было образовано временное правительство национального единства, возглавляемое президентом Нельсоном Манделой.

Следует отметить, что международные организации, в особенности организации системы ООН, сыграли ведущую роль в ликвидации апартеида.

Статья 3. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

Обязано ли государство обеспечивать эти права?

Несмотря на то, что защита этих прав является обязанностью государства, они часто нарушаются во многих странах мира самими правительствами. Имеются достоверные данные о многих случаях смерти в заключении, а также о случаях исчезновения людей, произошедших в недавнее время.

В настоящее время Организация Объединенных Наций регулярно извещает общественность о случаях недобровольного исчезновения и произвольных внесудебных казнях во многих странах мира. К сожалению, нельзя сказать, что общее количество подобных случаев уменьшается. Эти случаи, также как и применение пыток, представляют собой наиболее злостное нарушение прав человека и требуют постоянного внимания международного сообщества.

Нарушение права человека на жизнь иногда проявляется в лишении жизни, нанесении телесных повреждений или ущерба психическому здоровью с целью уничтожения полностью или частично какой-либо национальной, этнической, расовой или религиозной группы. Подобные действия расцениваются как геноцид и представляют собой международное преступление в соответствии с Международной конвенцией о предупреждении преступления геноцида и наказании за него.

Что происходит, когда законы государства допускают применение смертной казни?

Такая высшая мера наказания существует во многих странах, так как считается, что смертная казнь является справедливым наказанием за убийство и что смертный приговор служит средством устрашения для тех, кто может захотеть совершить подобное преступление. Однако нет веских доказательств в поддержку убеждения, что смертный приговор является эффективным методом устрашения. Более того, если при вынесении приговора совершена ошибка, то ее уже нельзя исправить, и есть целый ряд примеров, когда даже после очень тщательного судебного разбирательства были казнены невинные люди.

 

2009-05-19 12:39:50 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45          
Яндекс.Метрика