Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Менеджмент. Ч. 3

4.5. Коммуникационные роли

Члены организации контактируют друг с другом, выполняя разные функции. Коммуникационные роли - это функции, которые выполняют члены организации в процессе передачи информации. Некоторые индивиды являются как бы «сторожами»: они контролируют входные потоки сообщений. Другие занимают ключевые позиции, связывая группы. Их называют «связными». Основное отличие третьей группы лиц состоит в том, что они оказывают неформально решающее влияние на поведение остальных, это - «лидеры мнения» (неформальные лидеры). Четвертая группа - «космополиты» - это как бы «окна в мир» организации, поскольку они связывают систему с внешней средой. На рис.4.4 изображены основные коммуникационные роли индивидов.

«Сторож» - это индивид, занимающий такое место в структуре, которое позволяет ему регулировать потоки сообщений, идущие по данному каналу. Функция «сторожа» аналогична функции вентиля. Если вы когда-нибудь пытались срочно встретиться со своим шефом, а его секретарша сказала, что он «на конференции», вы поймете, что такое «сторож». Секретари, конечно, лишь один из видов «сторожей». Любой индивид в любой коммуникационной сети, формальной или неформальной, который вклинивается в цепь коммуникации, является «сторожем». Например, в цепи коммуникации А> Б > В индивид Б играет роль «сторожа». Аналогично индивид, занимающий должность, через которую проходят сообщения, является в известной мере «сторожем». Например, в трехуровневой структуре, показанной на рис. 4.5, индивид Б выполняет функции «сторожа».

Одна из «сторожевых» функций состоит в уменьшении информационных перегрузок. «Сторож» фильтрует потоки сообщений, отсеивает маловажные сообщения и передает более важные, способствует снижению информационных перегрузок, не препятствуя нормальному функционированию организации.

Т. Аллен в Слоуновской школе бизнеса при Массачусетсском технологическом институте (США) провел серию исследований поведения ученых-«сторожей» и социометрически определил потоки сообщений между ними. Индивиды, названные Т. Алленом «технологическими сторожами», контролировали потоки технических и научных сообщений между учеными. Они, как правило, устанавливали контакты со многими другими учеными как вне, так и в самой лаборатории. Такие люди способны действовать в рамках одной системы, получать сообщения, перерабатывать информацию и передавать ее своим коллегам в письменной форме так, чтобы те могли ее использовать.

Сегодня возникает необходимость в расширении исследований процессов регулирования коммуникаций в организациях, которые разработаны весьма слабо. Следует выяснить, какие должности в группах соответствуют лицам, выполняющим главные «сторожевые» функции, и почему. Совпадают ли и в какой мере роли формальных «сторожей»? Насколько эффективны «сторожа» при контроле информационных потоков с точки зрения уменьшения перегрузок (без искажения и потерь важной информации)? Какие критерии используют «сторожа» при регулировании потоков сообщений?

«Связной» (иногда называемый «связующей точкой») - это индивид, связывающий на межличностной основе две и более группы в системе, не принадлежа ни одной из них (определенные индивиды играют квазисвязную роль, являясь членами той или иной группы, их называют «мостиками»). «Связные», таким образом, размещаются на пересечениях информационных потоков в организации. «Связных» называют цементом, скрепляющим структурные «кирпичи» организации: при удалении «связных» система начинает разваливаться на изолированные группы.

«Связные» важны для передачи сообщений между частями организации. С утратой «связного» разрушается единство организации, и его роль является принципиально важной. С точки зрения динамики исполнение такой роли и ее незаменимость в сетях влияют на функционирование организации. Если лицо, выполняющее роль «связного», является слабым звеном, организация испытывает большие затруднения. Если оно эффективно, его действия способствуют ускорению прохождения потоков информации во всей организации. В силу большой важности «связные» были объектом многочисленных исследований. Впервые Джекобсон и Сишор отметили, что некоторые индивиды функционируют в качестве «связных» между группами (группировками) и их отличает большое количество частых, обоюдонаправленных и важных контактов, пересекающих структуру контактирующих групп. «Связные» активно участвуют в системе коммуникации, но их очень трудно выделить в пределах единственной подгруппы.

Джекобсон и Сишор, обнаружив «связных», не занимались тогда их поиском. Цель их исследования состояла в поиске социометрических показателей группового членства. Но выявив группы, они убедились, что «связные» между группами существовали во всей сети. При удалении «связных» сеть распадалась на несвязанные группы.

В последующих исследованиях внимание концентрировалось на выявлении числа «связных» в организациях, устойчивости связей и их зависимости от содержания передаваемых сообщений, а также на личностных и коммуникационных характеристиках и свойствах «связных».

При анализе организаций, как правило, выясняется, что многие руководители высшего звена являются «связными».

 

2009-05-19 12:19:43 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38                        
Яндекс.Метрика