Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Менеджмент. Ч. 3

2.10. Оценка работы: методы, проблемы

Методы оценки работы. Ранжирование11 работ- это простейшая форма оценки работы. Каждая работа оценивается по ее относительной важности для компании. Рассматриваются необходимые обязанности, ответственность и квалификация, и затем работы группируются по приблизительному соотношению сложности или ценности. Степень ранжирования определяется потребностями организации.

Классификация работ. Этот метод похож на предыдущий и отличается только последовательностью: сначала определяются степень и уровни зарплаты, а затем подробно рассматривается сама работа.

Система баллов. Работа разбивается на составляющие факторы (обучение, наблюдение и т.д.), каждый из которых «взвешивается». Ценность работы определяется суммированием всех оценок по каждому фактору. Этот метод сложно применять из-за широкого набора составляющих факторов и различной их значимости.

Время бесконтрольности. Этот метод связан с продолжительностью времени, в течение которого работник может оставаться без наблюдения. Особенно применим для сферы управления.

Проблемы. Основными проблемами оценки работы являются:

- определение используемых критериев;

- «взвешивание» каждого фактора;

- ограничение числа разрядов и категорий для улучшения управляемости;

- воздействие обучения;

- возможность негибкости градаций;

- предвзятость оценщика (обычно это удается избегать благодаря созданию комиссии по оценке);

- необходимое время и затраты (такая оценка работы применяется, главным образом, в крупных компаниях с числом занятых более 5 тыс.чел.);

- сложность принятия результатов оценки самими работниками.

Для многих крупных компаний оценка работы важна в целях предотвращения многочисленных жалоб в отношении зарплаты со стороны работников.

Если при оценке работы станочников или других рабочих специальностей принимаются такие критерии, как сложность (трудоемкость) работы, соответствие ей квалификации рабочего и результаты работы (прерогатива отдела технического контроля), то оценить работу инженерно-технических работников (ИТР) или служащих неизмеримо труднее, и здесь, при отсутствии нормативов (стандартов), оценить служебную деятельность и ее результаты под силу часто не одному непосредственному начальнику, а особой квалификационной (аттестационной) комиссии, которая и вырабатывает соответствующие критерии оценки. Периодичность переаттестации ИТР и служащих на различных предприятиях может составлять 2-5 лет.

Подводные камни оценки служебной деятельности [по О. Надольскому (см. «Кроссворды для руководителя». Сост. И.В. Липсиц. М., 1992)].

Правильная оценка квалификации, трудовых достижений и социальной активности каждого работника становится в наше время все более важной задачей руководителя. Для каждого трудящегося получение такой оценки - доказательство того, что руководство заинтересовано в его работе и в нем самом, что его ценят и уважают, наконец, что он может рассчитывать на повышение по службе с появлением вакансии.

Оценка служебной деятельности - важное средство воспитания. Однако эту роль она может играть только в том случае, если будет достаточно объективной. Между тем правильно оценить служебную деятельность чрезвычайно трудно. Участники представительной международной конференции по вопросам оценки трудовой деятельности, прошедшей в Амстердаме в 1972 г., единодушно пришли к выводу, что, хотя различные системы оценок применяются многими фирмами уже 30-40 лет, до сих пор нельзя считать решенными даже самые основные, связанные с этим проблемы. Нет единодушия, например, в вопросе о том, какие личные черты характера работников должны оцениваться при анализе их деятельности. Нередко руководителям предлагают оценить такие черты сотрудников, как интерес к труду, инициативность, внимательность, такт, лояльность, умение приспосабливаться к меняющимся условиям труда, трудолюбие и даже... внешний вид. Конечно, никаких объективных критериев тут быть не может, и, следовательно, в оценках начинает господствовать субъективизм.

Дело осложняется тем, что вообще нельзя установить критерии оценки раз и навсегда. Их надо устанавливать с учетом конкретных исторических условий. Например, в Польше после Второй мировой войны, когда главным было восстановление разрушенного народного хозяйства и ликвидация безработицы, руководители больше всего ценили в своих подчиненных строгое соблюдение трудовой дисциплины, умение любой ценой «давать план», а также быстрое, механическое исполнение всех приказаний начальства. Сейчас, в условиях научно-технической революции, эти критерии устарели и на первое место выдвинулись другие: инициативность, предприимчивость, интеллект.

 

2009-05-19 12:19:43 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38                        
Яндекс.Метрика