Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Менеджмент. Ч. 1

10.6. Особенности системного подхода

Системный подход к управлению характеризуется одновременным комплексным всесторонним рассмотрением предмета изучения, будь то процесс, предмет (изделие, фирма, работник) или информация. При этом изучаемое понятие представляется в виде следующей неразрывной триады, заимствованной из кибернетики:

В рамках системного подхода руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких, как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

В приложении к фирме вышеприведенные три блока имеют следующую интерпретацию:

Каждое из понятий, подлежащее изучению (или классификации), может быть описано с помощью ряда вопросов, ответы на которые не всегда однозначны, скорее, вариативны. Наиболее простой вариант системного подхода к изучению любого понятия предполагает ответ на 16 вопросов. Однако в ряде случаев этот перечень может быть сокращен по объективным причинам. Вот эти вопросы:

1. Вид объекта.

2. Место возникновения.

3. Время возникновения.

4. Принадлежность к научно-техническому направлению.

5. Принадлежность к научно-техническому поднаправлению.

6. Функциональное назначение (роли).

7. Задачи, решаемые объектом.

8. Структурно-функциональная характеристика.

9. Конструктивно-технологическая база.

10. Уровень использования.

11. Области применения.

12. Энерго-функциональная характеристика.

13. Эксплуатационная характеристика.

14. Надежность.

15. Экономика и организация.

16. Степень завершенности.

Для примера возьмем понятие «менеджмент». Многозначность этого слова в русском языке дает нам возможность наиболее полно раскрыть удобство предлагаемого метода изучения. В самом деле, отвечая на вопрос: «Вид объекта?», мы можем получить следующие варианты:

1.1. Процесс

1.2. Персонал

1.3. Организационная структура

1.4. Учебная дисциплина.

Заметим, что, в принципе, для грубой классификации имеет смысл дифференцировать изучаемые объекты на три большие группы: процессы, предметы и информацию, имея в виду, что в группу «предметы» мы можем включить практически все, что не входит в две другие, что и показано в настоящем примере.

Ответы на второй и третий вопросы будут дифференцироваться в зависимости от ответа на первый: для менеджмента как учебной дисциплины указывается учебное заведение и город, где впервые она стала преподаваться. Аналогично поступают, когда описывают другое конкретное понятие.

Признаки 4 и 5 сходны между собой, последний только уточняет предыдущий по иерархии понятия. Суть этих признаков - в привязке изучаемого объекта к реально существующему направлению. Для учебной дисциплины это могут быть наука, гуманитарная наука; для других объектов менеджмента (как персонала, так процесса и оргструктуры) - направления народного хозяйства:

4.1. Промышленность.

4.2. Сельское хозяйство.

4.3. Транспорт.

4.5. Связь.

4.6. Финансы.

4.7. Строительство.

4.8. Сфера обслуживания.

4.9. Культура.

4.10. Армия.

Рассматривая в качестве примера направление «промышленность», получим следующие варианты ответа на пятый вопрос:

5.1. Добывающая.

5.1.1. Угольная.

5.1.2. Нефтяная.

5.1.3. Газовая и т.д.

5.2. Обрабатывающая.

5.2.1. Станкостроение.

5.2.2. Машиностроение.

5.2.3. Радиоэлектроника.

5.2.4. Электротехническая промышленность и т.д.

 

2009-05-19 12:15:10 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
Яндекс.Метрика