Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История экономических учений. Ч. 1

9.2. Компаративистика и идея «народной экономии»

Вековая животрепещущая тема сравнения судеб России и Запада впервые получила историко-экономическую разработку в книге Александра Казимировича Корсака (1832-1874) «О формах промышленности вообще и о значении домашнего производства (кустарной и домашней промышленности) в Западной Европе и в России» (1861).

Корсак за 30 лет до К. Бюхера, утверждавшего, что «народы, которые подобно русским, не создали настоящей городской жизни, не имеют также и национального ремесла», показал, что в отличие от Запада, где цехи в вольных городах соединили ремесло и собственность и превратились в центры местных рынков и промышленного мастерства; в России города возникали из военно-административных соображений; цехов и богатого «среднего сословия» не было; слаборазвитая промышленность надолго сохранила характер побочной деятельности земледельцев, а с XVIII века приняла форму оптовых ремесел - специализации целых деревень вдоль больших дорог на каком-либо одном кустарном промысле.

Преобладание этой домашней сельской промышленности, ориентированной не столько на качество, сколько на дешевизну изделий, не поколебали и «несчастные меры» Петра I по насаждению крепостных мануфактур и фабрик. Корни «живучести» русской сельской кустарной промышленности - в климатических условиях, низкой производительности земледельческого труда и излишке у крестьян времени, свободного от полевых работ. Ее отрицательные стороны - низкое качество изделий и монополизация их сбыта торговцами-»кулаками»(прасолами, барышниками). Корсак высмеивал прусского барона Гакстгаузена, усмотревшего в русских общинных традициях сходство с ассоциациями сен-симонистов, но сам не исключал возможность развития из русского сельского уклада, где ремесло не отдалилось от земледелия, новой формы производства, противоположной мрачной фабричной системе, а именно: ассоциации сельских производителей с организацией мелкого кредита, оптовой закупкой материалов и налаженным сбытом изделий; распространением усовершенствованных орудий, общественными мастерскими, выставками и т.д. В Швейцарии и Швеции Корсак находил примеры того, как возможно простым работникам пользоваться преимуществами фабричного производства на правах самостоятельных хозяев, оставаясь при этом сельскими жителями.

Исследование Корсака было интересным опытом компаративистики -сравнительно-исторического изучения экономического развития разных стран. Еще более масштабный замысел - «Историю цивилизации в России» - пытался осуществить Афанасий Прокопьевич Щапов (1830-1876), прославившийся первыми исследованиями хозяйственно-бытовой стороны русского религиозного раскола и обоснованием идеи, что русская история - есть по преимуществу история не центростремительной государственности, а широких областных масс народа с их «вековым энергическим стремлением к самобытности», мощным колонизационным духом, протестом против московского, а затем петербургского закрепостительного абсолютизма.

Щапов отстаивал «земское народосоветие» на основе артельного духа сельских мирских сходов и выдвинул идею «естественнонаучной народной экономии» - программу многоуровневой подготовки специалистов для создания «просвещенных механических ассоциаций» в деревенской глубинке. Статья Щапова «Реализм в применении к народной экономии»(1866) вдохновила молодого революционера Петра Кропоткина (1842-1921) на разработку экономической доктрины «анархо-коммунизма» - поиска форм разрешения противоположностей между физическим и умственным трудом, промышленным городом и аграрной деревней, крупным и мелким производством.

Программа преодоления разделения труда в книге Кропоткина «Поля, фабрики и мастерские» соединила традиции западноевропейского утопического социализма с русской идеей «народного производства» на основе сочетания общинного земледелия и ремесленных крестьянских промыслов. Эту идею вослед Корсаку и Щапову развивали экономисты-народники - русские разночинцы, смотревшие на интеллигенцию как на «идейно-рабочую силу» в толще крестьянского хозяйства.

9.3. Политическая экономия народничества

Слово «интеллигенция» появилось в 1870 г. (в романе писателя П.Д. Боборыкина «Солидные добродетели») и подразумевало образованных людей, быт и убеждения которых «окрашивала» идея «служения народу». Наиболее влиятельным органом народнической интеллигенции стал основанный великим поэтом Н.А. Некрасовым журнал «Отечественные записки», где сотрудничали сатирик М.Е. Салтыков-Щедрин (типизировал «ликующее хищничество» российских капиталистов в гротескных образах Дерунова, Колупаева, Разуваева и т.д.); публицисты Г.Е. Елисеев (ввел в обиход понятие «плутократия» - власть богатых), Н.К. Михайловский писал, что задача русской интеллигенции «именно в том и состоит, чтобы бороться с развитием буржуазии на русской почве»; Н.М. Ядринцев (ученик А.П. Щапова, идеолог сибирского областничества); экономисты В.П. Воронцов и Н.Ф. Даниельсон, обосновавшие концепцию «народного производства». Василию Павловича Воронцову (1847-1918), начинавшему свою деятельность в качестве земского врача и писавшему под псевдонимом «В.В.», обязано своим укоренением в русском языке слово «капитализм». Оно вошло в название многих его статей и главной книги «Судьбы капитализма в России»(1882).

Бухгалтер (с 1877 г. - главный контролер) Петербургского Общества взаимного кредита Николай Францевич Даниельсон (1844-1918), переводчик и издатель «Капитала» Маркса, писавший под псевдонимом «Николай - он», подытожил свои экономические исследования в «Очерках нашего пореформенного хозяйства (1893).

В.В. и «Николай - он» пытались, во-первых, доказать не только этическую непривлекательность, но и экономическую бесперспективность капитализма в России («капиталистический пессимизм», по выражению В.В.), и, во-вторых, обосновать возможность создания в русской деревне экономических структур, альтернативных фабричной системе промышленного труда.

«Капиталистический пессимизм» народники выводили из трудовой теории стоимости (ценности) и теории вопроизводства К. Маркса, геоэкономического положения России и социокультурных традиций ее делового мира. «Свободному полету капитализма положены у нас довольно тесные пределы» тем, что сравнительно со странами Запада, величина общественно необходимых затрат труда гораздо больше, выше и стоимость рабочей силы (дополнительные расходы на теплую зимнюю одежду, обогрев жилья и т.д.), и транспортные издержки (большие расстояния, бездорожье) и т.д.

Таким образом, российские товары, если их продавать по ценам, соответствующим их стоимости, не будут конкурентоспособны на внешних рынках.

С другой стороны, крупная промышленность в России, не имея доступа на захваченные капиталистами передовых стран внешние рынки, имеет возможность пользоваться передовыми технико-организационными формами, выработанными на Западе. А это лишь обостряет проблему рынков, поскольку более быстрое развитие крупной промышленности означает более интенсивное разорение мелких производителей, большие размеры вытесненной рабочей силы и усугубление народной бедности (и следовательно сужение внутреннего рынка).

Опыт и дореформенного, и пореформенного неорганичного развития российской крупной промышленности, искусственно возбуждаемой и протежируемой правительством для очередного этапа перевооружения армии или железнодорожного строительства, а также расцвет сельского спекулятивного капитала - монополистов сбыта (кулаков), эксплуатирующих крестьян-кустарей, -подводили народников к выводу о «невозможности капитализма на русской почве сыграть ту роль организатора труда, которая выпала на его долю на Западе». Исполнения миссии европейского третьего сословия - привнесения в общество просветительных и либеральных идей - напрасно ждать от казенных капиталистов, спекулянтов и кулаков-ростовщиков.

Но зато сельская община и трудовая интеллигенция давали, по мнению народников, России шанс избежать «извращенного направления» крупного промышленного производства, которое капитал на Западе облек «в форму, непригодную для рабочего», и создать, опираясь на кредит и традиции кустарных промыслов, новую мелкую аграрно-ремесленную единицу, оснащенную при помощи интеллигенции техническими новшествами и сбыто-снабженческими аппаратом.

 

2009-05-18 01:44:44 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34                                
Яндекс.Метрика