Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История экономических учений. Ч. 1

1.2. Древний Китай

Из памятников общественно-экономической мысли Древнего Востока наибольший интерес представляют две главные школы китайской государственной мудрости - конфуцианство и школа «законников». Конфуций (Кун-цзы, ок. 551-479 до н.э.), в форме бесед с учениками изложил основы подхода, который сейчас называется просвещенным патернализмом (лат. - отец).

Систему отношений в государстве Конфуций уподоблял патриархальной большесемейной сельской общине: правитель - «отец», чиновники - «старшие братья» народа; - они должны быть «благородными мужами», воплощать «добродетели» и уметь так использовать трудовой люд, чтобы тот не гневался и следовал за властями подобно траве, которая наклоняется, куда дует ветер.

Из почитания «старших» по возрасту и положению в обществе Конфуций выводил обязательность изучения мудрости предков, уважение к традициям и церемониям; а в задачи чиновников включал не только наставление народа, но и увещевание правителя, решения которого должны соответствовать «воле Неба». Власти должны заботиться о равномерном распределении богатства в обществе: тогда не будет бедности, в стране воцарится согласие, а народ будет многочисленен.

Основатель школы законников Шан Ян (390-338 до н.э.) и его последователи противопоставили свои взгляды конфуцианству. Они связывали процветание государства исключительно с земледелием и войной. Законники настаивали на праве государя управлять согласно новым писаным законам, рекомендовали уничтожить почитание старых обычаев, книги и музыку, вести активную политику «возвращения к земле» - резко повысить проездные пошлины на заставах, чтобы торговцы терпели убытки и бросали свое занятие, возвращаясь на рисовые поля.

Объединитель Китая (221 г. до н.э.) кровавый деспот Цинь казнил конфуцианских мудрецов, которые не выполнили его требования - дать эликсир

бессмертия, а в качестве идейной основы власти предпочел учение Шан Яна. Но империя Цинь просуществовала недолго: ее свергло народное восстание, приведшее к власти династию Хань («хань» - до сих пор самоназвание китайцев). Империя Хань приняла конфуцианство как государственную религию, основанную на едином своде ритуальных норм («китайские церемонии»), стянувших, как обруч китайское общество сверху донизу. За управлением государства в соответствии с нормами должны были следить чиновники, отбираемые в ходе конкурсных экзаменов на лучшее знание древней мудрости - мандарины. В рамках древней мудрости существовали и экономические предписания.

1.3. Христианский Запад. Схоластика

Явление Христа обозначило новую эру в истории человечества. Хотя Спаситель подчеркнул, что его царство «не от мира сего», экономическая проблематика христианского вероучения была весьма обширной. Первоначально христианство было религией обездоленных (говоря современным языком -маргинальных) слоев населения. Тексты Евангелий содержат немало осуждений богатства и ростовщичества: «Скорее верблюд пройдет через игольное ушко, чем богатый в царство небесное»; «если хочешь быть совершенным, пойди продай имение свое и раздай нищим», «давай взаймы, ничего не ожидая взамен.

Апостол Павел наставлял: «Каждый получит награду по своему труду». «Кто не трудится, тот не ест». Эти изречения подготовили почву для монашеской трудовой аскезы, которая после падения Римской империи развилась в западноевропейском христианстве благодаря уставу св. Бенедикта Нурсийского (480-549). Этот устав по часам регламентировал жизнь и быт монахов, обязывая их не только молиться и поститься, но и заниматься переписыванием свитков и физическим трудом - корчеванием лесов, пашенным земледелием, разведением живности, ремеслом. Монастырь как обособленное от мира самодовлеющее целое должен был обеспечивать себя всем необходимым. По уставу св. Бенедикта обязал жить монашество своей Западной империи Карл Великий (742-814). Король франков предписывал своим вассалам рачительно хозяйствовать в полученных ими за воинскую службу поместьях - бенефициях, иметь в них все необходимое.

Устав св. Бенедикта и «Капитулярий о поместьях» Карла Великого определили натурально-хозяйственные ориентиры, а жесткое деление на 3 сословия – «молящихся, сражающихся и трудящихся», - социальный идеал западноевропейского каролингского феодализма.

С началом второго тысячелетия христианской эры в жизни Западной Европы обозначились значительные перемены, одной из которых стало развитие схоластики - системы формально-логического обоснования веры, с охватом в пределах католического богословия накопленных знаний и различных предписаний. Схоластика на несколько веков определила и рамки нормативного экономического анализа: религиозные предустановления относительно хозяйственной практики.

Схоласты XII в. - Бернар Клервоский, Грациан Болонский, Петр Ломбардский - величайшим грехом (наряду с гордыней) провозглашали алчность, относили торговлю к прегрешениям против праведности, клеймили ростовщичество (лихоимство). Католическая церковь официально запретила в 1179 г. ростовщичество клирикам, а в 1311 г. и мирянам; последний запрет стал для жадного французского короля Филиппа Красивого одной из причин для разгрома богатого ордена тамплиеров, кредитовавшего монархов и внедрявшего практику безналичных расчетов.

Крупнейший схоласт Фома Аквинат (1225-1274) в свой главный трактат «Сумма теологии» наряду с аргументами против взимания процента (напр., «процент - плата за время, а время принадлежит Богу») включил учение о справедливой цене. Такая цена должна была включать покрытие издержек, связанных с производством и транспортировкой продукта, (включая риск разбойных нападений и стихийных бедствий), и доход, позволяющий продавцу вести образ жизни, соответствующий его сословию. Таким образом, «справедливая цена» должна была отражать богоустановленную сословную иерархию - «подняться выше своего сословия грешно».

Оппонент Аквината по богословским вопросам Иоанн Дуне Скот (1266-1308) ввел в экономическое учение схоластов понятие капитала, получившее с XI в. распространение в торговых договорах, понимая под ним исходную сумму средств, вкладываемых в дело и могущих приносить прибыль. Практика развивавшихся коммерческих отношений побуждала обходить каноны. Якоб из Вораджо (XIII в.) - архиепископ Генуи, одного из богатейших торговых центров того времени, в своей «Золотой легенде» уподоблял Христа купцу: на корабле креста Он приплывает, чтобы дать возможность людям обменять земные преходящие блага на вечные.

Римский папа Климент VI в 1343 г. обосновал продажу индульгенций тем, что католическая церковь имеет в своем распоряжении неисчислимые заслуги Христа и святых и может распределить часть этого сокровища между верующими. Отдельные схоласты XIV в. (Лоренцо Ридольфи) стали склоняться к оправданию прибыли менял, а в XV в. Антонин Флорентийский (1389-1459) «настоящим капиталом» называл уже только деньги, помещенные в торговлю, а Бернардин Сиенский (1380-1444) призывал в проповедях не держать деньги мертвым грузом, а вкладывать их в торговлю, наполняя склады и лавки товарами, принося пользу своему городу.

Оправдание алчности подготовляло переход к новым формам нормативного экономического анализа, ставившим в центр внимания обогащение государства. Публикатор античных текстов, литератор-предприниматель и канцлер Флорентийской республики Поджо Браччолини (1380-1459) в диалоге «Об алчности» (ок. 1430) писал, что жажда денег естественна и более того, полезна для общества, поскольку способствует возвышению потребностей, блеску городов, великолепию памятников. «Деньги - это нужнейший нерв государства, а корыстолюбцы должны считаться его фундаментом и опорой».

Жажду денег раздували следующие факторы: необходимость в звонкой монете для оплаты изысканных товаров Востока (пряности, благовония, шелковые ткани, ковры, самоцветы, фарфор и т.д.) и потребности государей «разного калибра» - королей, герцогов, курфюрстов - в белом и желтом металле для вознаграждения своих солдат (с появлением огнестрельного оружия армии стали преимущественно наемными) и для соревнования в придворной роскоши.

 

2009-05-18 01:44:44 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34                                
Яндекс.Метрика