Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Криминалистика. Ч. 1

7.2. Криминалистическое исследование письма

Криминалистическое исследование письма - раздел криминалистического исследования документов, включающий систему научных положений и основанных на них средств, приемов и методов использования и исследования рукописных документов на основе анализа письменной речи и почерка в целях раскрытия, расследования и предотвращения преступлений.

Письмо - средство запечатления мыслей человека с помощью специальных знаков, передающих элементы речи (звуки, слоги, слова). Специально созданные знаковые системы письма служат средством выражения определенного содержания и обеспечивают возможность общения людей, получения информации.

Почерк - зафиксированная в рукописи система привычных движений, в основе формирования которой лежит письменно-двигательный навык.

Формирование такого навыка происходит одновременно с обучением письму. Этот процесс начинается до поступления ребенка в школу и заканчивается примерно в 20-25 лет. Физиологической основой формирования почерка является система временных связей, образующихся в результате многократных упражнений, что приводит к возникновению соответствующего динамического стереотипа.

Факторы, влияющие на формирование почерка:

субъективные - анатомические особенности пишущего (строение рук, глаз, недостатки зрения и т.п.);

психифизиологические особенности обучающегося письму (восприятие письменных знаков, запоминание строения письменных знаков в целом и их элементов, внимание и осознание движений при обучении письму); тип нервной системы и память;

объективные - посадка и условия письма, методика обучения письму.

Возможность решения диагностических и идентификационных задач при исследовании рукописных документов обусловлена следующими свойствами почерка:

а) устойчивость и в то же время вариационность, то есть наличие у пишущего нескольких вариантов почерка (основного и дополнительных);

б) индивидуальность, выражающаяся в специфических изменениях, дополнениях или сокращениях обычной стандартной (школьной) прописи. На формирование у каждого человека индивидуального почерка оказывают влияние вышеуказанные факторы объективного и субъективного характера;

в) отображаемость, которая реализуется при выполнении каких-либо письменных текстов (документов).

Признаки письма подразделяются на:

признаки письменной речи;

признаки почерка.

Признаки письменной речи отражают навык владения человеком культурной речью и выражают смысловую сторону письма. Можно выделить общие и частные признаки письменной речи.

Общие признаки:

общий уровень грамотности - степень владения правилами письма на определенном языке. Уровень развития грамматических навыков может быть высоким, средним и низким;

степень развития лексических навыков, характеризующаяся объемом словарного запаса, особенностями построения изложения, наличием навыков акцентирования и др. Объем словарного запаса может быть обширным, средним или ограниченным;

степень развития стилистических навыков, которая определяется особенностями использования различных стилей (официально-делового, научного, публицистического, производственно-технического, разговорного).

Частные признаки: наличие аналогичных устойчивых лексических и грамматических ошибок, особенности авторской лексики, способа акцентирования, использования символов, сокращений и т.п.

Признаки почерка также подразделяются на общие и частные. Общие признаки характеризуют почерк в целом как систему движений, а также отражают:

преобладающую ориентацию (размещение) движений - размещение самостоятельных фрагментов (заголовков, дат, подписей и т.п.), наличие или отсутствие полей, красной строки, интервалов и их характеристики и др.;

степень и характер сформированное™ почерка, в зависимости от которых различают высоко-, средне- и маловыработанный почерк. Степень выработанности почерка определяется темпом письма и координацией движений;

структуру движений по их траектории, которые проявляются в преобладающей форме и направлении движений, наклоне, размере, разгоне почерка, нажиме.

Частные признаки отражают особенности письменно-двигательного навыка конкретного человека: сложность, форму, направление, протяженность,

количество и вид соединения, последовательность и относительное размещение движений при выполнении присьменных знаков и их элементов.

 

2009-05-18 01:41:42 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31                                      
Яндекс.Метрика