Криминалистика. Ч. 1
7.2. Криминалистическое исследование письма
Криминалистическое исследование письма - раздел криминалистического исследования документов, включающий систему научных положений и основанных на них средств, приемов и методов использования и исследования рукописных документов на основе анализа письменной речи и почерка в целях раскрытия, расследования и предотвращения преступлений.
Письмо - средство запечатления мыслей человека с помощью специальных знаков, передающих элементы речи (звуки, слоги, слова). Специально созданные знаковые системы письма служат средством выражения определенного содержания и обеспечивают возможность общения людей, получения информации.
Почерк - зафиксированная в рукописи система привычных движений, в основе формирования которой лежит письменно-двигательный навык.
Формирование такого навыка происходит одновременно с обучением письму. Этот процесс начинается до поступления ребенка в школу и заканчивается примерно в 20-25 лет. Физиологической основой формирования почерка является система временных связей, образующихся в результате многократных упражнений, что приводит к возникновению соответствующего динамического стереотипа.
Факторы, влияющие на формирование почерка:
субъективные - анатомические особенности пишущего (строение рук, глаз, недостатки зрения и т.п.);
психифизиологические особенности обучающегося письму (восприятие письменных знаков, запоминание строения письменных знаков в целом и их элементов, внимание и осознание движений при обучении письму); тип нервной системы и память;
объективные - посадка и условия письма, методика обучения письму.
Возможность решения диагностических и идентификационных задач при исследовании рукописных документов обусловлена следующими свойствами почерка:
а) устойчивость и в то же время вариационность, то есть наличие у пишущего нескольких вариантов почерка (основного и дополнительных);
б) индивидуальность, выражающаяся в специфических изменениях, дополнениях или сокращениях обычной стандартной (школьной) прописи. На формирование у каждого человека индивидуального почерка оказывают влияние вышеуказанные факторы объективного и субъективного характера;
в) отображаемость, которая реализуется при выполнении каких-либо письменных текстов (документов).
Признаки письма подразделяются на:
признаки письменной речи;
признаки почерка.
Признаки письменной речи отражают навык владения человеком культурной речью и выражают смысловую сторону письма. Можно выделить общие и частные признаки письменной речи.
Общие признаки:
общий уровень грамотности - степень владения правилами письма на определенном языке. Уровень развития грамматических навыков может быть высоким, средним и низким;
степень развития лексических навыков, характеризующаяся объемом словарного запаса, особенностями построения изложения, наличием навыков акцентирования и др. Объем словарного запаса может быть обширным, средним или ограниченным;
степень развития стилистических навыков, которая определяется особенностями использования различных стилей (официально-делового, научного, публицистического, производственно-технического, разговорного).
Частные признаки: наличие аналогичных устойчивых лексических и грамматических ошибок, особенности авторской лексики, способа акцентирования, использования символов, сокращений и т.п.
Признаки почерка также подразделяются на общие и частные. Общие признаки характеризуют почерк в целом как систему движений, а также отражают:
преобладающую ориентацию (размещение) движений - размещение самостоятельных фрагментов (заголовков, дат, подписей и т.п.), наличие или отсутствие полей, красной строки, интервалов и их характеристики и др.;
степень и характер сформированное™ почерка, в зависимости от которых различают высоко-, средне- и маловыработанный почерк. Степень выработанности почерка определяется темпом письма и координацией движений;
структуру движений по их траектории, которые проявляются в преобладающей форме и направлении движений, наклоне, размере, разгоне почерка, нажиме.
Частные признаки отражают особенности письменно-двигательного навыка конкретного человека: сложность, форму, направление, протяженность,
количество и вид соединения, последовательность и относительное размещение движений при выполнении присьменных знаков и их элементов.
2009-05-18 01:41:42 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |