Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Криминалистика. Ч. 1

7. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДОКУМЕНТОВ

7.1. Система криминалистического исследования документов

включает:

а) криминалистическое исследование письма;

б) технико-криминалистическое исследование документов.

При этом объектами исследования в том и другом случаях являются документы.

Под документом в широком смысле понимают объект, в котором с помощью одного или нескольких средств фиксации отражены сведения о каких-либо фактах, имеющих значение для расследования преступления.

В соответствии со ст.88 УПК РСФСР документы являются доказательствами, если обстоятельства и факты, удостоверенные или изложенные предприятиями, организациями, учреждениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для уголовного дела. При этом первостепенное значение имеет содержание документов (например, в случае использования чужих водительских прав).

В соответствии со ст.83 УПК РСФСР вещественными доказательствами являются документы, которые служили орудиями преступления или сохранили на себе следы преступления, были объектами преступных действий, а также все другие документы, которые могут служить средствами к обнаружению преступления, установлению фактических обстоятельств дела, выявлению виновных и т.п. (например, в документе имеются признаки переклейки фотокарточки).

По способу фиксации информации выделяют следующие виды документов:

рукописные документы;

машинописные, типографские тексты и тексты, изготовленные с помощью принтера;

графические документы (схемы, планы, чертежи и т.п.);

кино-, фото-, видеодокументы;

объекты - носители закодированной информации (перфокарты, телеграфные и телетайпные ленты, кодовые росписи ЭВМ и т.п.).

Кроме того, в уголовном судопроизводстве различают документы:

подлинные, содержание и реквизиты которых соответствуют действительности. Они могут быть действительными и недействительными (например, паспорт с истекшим сроком действия);

поддельные (подложные) - реквизиты или содержание которых не соответствуют действительности. Различают два вида подлога: интеллектуальный (изготовление документа с подлинными реквизитами, но заведомо ложным содержанием) и материальный (если вносятся изменения в подлинный документ - частичная подделка или полностью изготавливается поддельный документ - полная подделка).

Действительность документа и интеллектуальный подлог устанавливаются обычно следственным и оперативным путем, а полная или частичная подделка документов, то есть материальный подлог - в процессе экспертного исследования.

Документы, выдаваемые учреждениями, организациями, предприятиями, характеризуются наличием в них определенных элементов, называемых реквизитами. К ним относятся: бланк документа, его размеры, форма, цвет, наличие защитных средств; оттиски печатей и штампов, фотокарточки, подписи должностных лиц и т.д.

Осмотр документов производится с соблюдением определенных правил обращения с такими объектами. Так, осматривая документ, необходимо принять меры предосторожности для сохранения на них различных следов (например, рук, микрообъектов). Для этого документ берется не руками, а пинцетом. Никакие пометки на документах недопустимы, так как посторонние пометки или надписи на вещественном доказательстве изменяют его первоначальный вид, а в ряде случаев и состояние. Все необходимые пометки наносятся не на документ, а на конверт, в котором он должен храниться. На документе нельзя делать новых перегибов, поскольку имеющиеся на нем первоначальные складки, их число, расположение, картина пересечения штрихов текста со складками в ряде случаев позволяют определить, были ли определенные части текста выполнены до или после складывания документа. При осмотре документ нельзя подвергать каким-либо химическим или грубым механическим воздействиям для выявления зачеркнутого или закрытого пятнами красителя текста. Нельзя документы скреплять скрепками. Допустимо пользование только такими средствами, которые гарантируют сохранение документов в их первоначальном виде (лупы, микроскопы, различные осветители, пары йода и т.п.).

Особая предосторожность соблюдается при работе с ветхими документами, которые следует поместить между сложенными вместе стеклами или полиэтиленовыми пленками соответствующего формата и окантовать или прошить и в таком виде поместить после осмотра в конверт.

Разорванные документы собирают с помощью пинцета на чистой и ровной поверхности с учетом линий разрыва, смысла текста и т.п., помещают между двумя стеклами и окантовывают.

В уголовном деле документы должны храниться только в отдельных конвертах такого размера, чтобы по мере возможности документы находились в них в развернутом виде. Все надписи на конверте делаются до помещения в него документа. Чтобы не прошить документ, прикрепляя конверт к уголовному делу, следует сначала подшить конверт, а затем вложить в него документ, проложенный с обеих сторон чистой бумагой. После этого конверт заклеивается и опечатывается.

 

2009-05-18 01:41:42 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31                                      
Яндекс.Метрика