История государства и права России. Ч. 4
Взаимоотношения независимых социалистических республик. Созданные суверенные советские социалистические республики в ходе гражданской войны устанавливают тесные связи с Россией, имеющие федеративный характер.
Все советские социалистические республики посылали своих делегатов на всероссийские съезды Советов. Поэтому решения высших органов власти РСФСР эти республики признавали законом и для себя. Высшие органы власти РСФСР как бы выполняли роль общефедеральных органов. Так же обстояло дело и с органами управления РСФСР по некоторым важнейшим отраслям - ВСНХ, Наркоматом путей сообщения. Единство вооруженных сил приняло форму объединения республиканских войск на базе Красной Армии РСФСР в единую армию Советского государства.
Народные республики. Наряду с образованием новых социалистических республик в период интервенции и гражданской войны возникли две народные республики - Хорезмская и Бухарская.
Хивинское ханство и Бухарский эмират до революции формально считались самостоятельными государствами, находившимися под протекторатом Российской империи. После Октябрьской революции хивинский хан и бухарский эмир заняли резко антисоветскую позицию. При поддержке Красной Армии в начале 1920 г. хивинский хан был свергнут и провозглашена Советская народная республика, получившая название Хорезмской. В сентябре 1920 г. был свергнут бухарский эмир. Образовалась Бухарская Народная Советская Республика.
Крайняя отсталость социальной структуры Хивы и Бухары обусловила переходный характер сложившихся здесь государств. В 1920-1921 гг. Советская Россия заключила союзные договоры и экономические соглашения с ХНСР и БНСР, которые предусматривали установление прочных экономических и политических связей, а также широкую помощь со стороны РСФСР в деле подъема экономики и культуры этих республик.
Возникновение ДВР. Своеобразное государство возникло в 1920 г. на востоке страны - Дальневосточная республика. Она была создана как буферное государство. Советская Россия в условиях надвигающегося третьего похода Антанты не хотела ввязываться в войну с Японией, державшей свои войска на нашем Дальнем Востоке.
6 апреля 1920 г. Учредительный съезд Забайкалья провозгласил образование Дальневосточной республики, включавшей в себя Забайкальскую, Амурскую, Приморскую области, Сахалин, Камчатку и полосу отчуждения Китайско-Восточной железной дороги, проходившей через Маньчжурию. Учредительное собрание ДВР 27 апреля 1921 г. приняло Конституцию республики.
Дальневосточная республика была провозглашена как самостоятельное государство. ДВР установила отношения с РСФСР. Советская Россия заключила в 1920-1921 гг. несколько экономических соглашений с Дальневосточной республикой. Но кроме этих внешних, видимых для всех связей, существовали и отношения более тесные, конфиденциального порядка. ЦКРКП(б), правительство и Наркомат иностранных дел РСФСР руководили решением всех без исключения вопросов внешней политики ДВР.
Развитие Российской Федерации. Наряду с объединением вокруг РСФСР независимых советских республик продолжалось национально-государственное строительство и в самой России.
В ходе гражданской войны внутри РСФСР создается новый широкий круг автономных образований. В конце 1918 г. образуется Трудовая Коммуна немцев Поволжья, в начале 1919 г. - Башкирская автономная республика. Весной 1919 г. был освобожден от белогвардейцев Крым. Однако существовавшую здесь в 1918 г. Таврическую Советскую республику не восстановили. Вместо нее была провозглашена Крымская республика, притом на территории несколько меньшей. Крымская республика мыслилась не национальной, а чисто территориальной.
В сентябре 1920 г. состоялся съезд Советов Татарской АССР, избравший ЦИК Татарии. В 1920 г. была образована и Киргизская АССР. В период гражданской войны возникают также Чувашская, Марийская, Вотская (Удмуртская), Калмыцкая автономные области, Карельская Трудовая Коммуна.
В отличие от предыдущего периода все образовавшиеся теперь автономии провозглашаются актами ВЦИК или СНК (или того и другого вместе). В этих актах определяется форма той или иной автономии, ее территория, общая структура органов власти и управления.
Одним из результатов централизованного руководства национально-государственным строительством в РСФСР явилось последовательное проведение национально-территориального принципа формирования автономных единиц. Все образовавшиеся автономные республики (кроме Крымской), области и трудовые коммуны строились так, чтобы выделить территории, компактно заселенные тем или иным народом.
Характерной особенностью этого этапа было появление новых форм автономии. Наряду с автономными республиками возникли автономные области и трудовые коммуны. В отличие от автономных республик автономные области не являлись государствами. Они не имели своих ЦИК, Совнаркомов, наркоматов. Органом власти автономной области был съезд Советов, а в период между съездами - областной исполком. От автономной области мало чем отличалась автономная трудовая коммуна.
Структура государственного механизма автономных республик строилась по образцу общероссийской. Высшими органами власти и управления были съезды Советов, ЦИК, Совнаркомы, наркоматы. Местные органы строились исходя из общих принципов Конституции РСФСР.
К концу гражданской войны автономные республики уже не участвовали во внешних сношениях, не имели своих вооруженных сил и не выпускали собственных денежных знаков. Все названные сферы деятельности сосредоточиваются в руках всероссийских органов.
В 1919 г. установился новый порядок изменения границ губерний, уездов и волостей. Если раньше оно могло производиться самими местными органами власти и управления, то теперь это право принадлежало лишь Совнаркому РСФСР (позже Президиуму ВЦИК).
2009-05-18 01:38:20 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 |