Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История государства и права России. Ч. 4

1.12. Создание основ советского права

В первый период истории Советского государства можно отметить три основные группы источников права. Важнейшей из них является новое законодательство, новые нормативные акты. Однако Советское государство не могло в короткий срок создать свою правовую систему, для этого требовалось время. Поэтому, подобно тому как Советское государство частично использовало старый государственный механизм, оно пользовалось в определенных пределах и старым законодательством.

Нормативные акты высшей юридической силы могли создавать Всероссийские съезды Советов, Всероссийский Центральный исполнительный комитет и Совет Народных Комиссаров. Конституция закрепила принцип множественности законодательных органов. Правотворческую деятельность осуществляли не только законодательные, но и другие органы Советского государства, в том числе наркоматы и местные Советы.

Советское право возникло как общероссийское. Акты II Всероссийского съезда Советов имели силу на всем пространстве Российской Республики. Однако скоро советская правовая система усложнилась. Возникновение Украинской ССР привело к созданию права этой республики. УССР признала на своей территории действие общероссийского права, но в то же время принимала и свои правовые акты.

Поскольку автономии были частью Российской Советской Республики, то общероссийское право действовало на их территории в полном объеме. Однако автономия предполагала возможность иметь и свое законодательство. Кое-где Советы издавали акты по уголовно-правовым и процессуальным вопросам, создавая чуть ли не целые местные кодексы.

Форма законодательных актов была различной: обращения, декреты, постановления, декларации. Наиболее распространенной была форма декрета.

Для первого периода истории советского права характерно издание законов по отдельным проблемам и отсутствие систематизированных актов. Единственным кодифицированным актом явилась Конституция. Однако с накоплением нормативного материала пользование им становилось все более затруднительным. Первой, простейшей формой систематизации явилось издание «Собрания узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства», сокращенно СУ РСФСР. Оно содержало не только правительственные акты, но и законы, изданные Всероссийскими съездами Советов и ВЦИК.

Избирательное право. Принципы советского избирательного права стали складываться до Октября, когда в Советах еще господствовали меньшевики и эсеры. Тогда же сложились новые подходы к формированию избирательного корпуса. Во многих местах эксплуататоров стали лишать активного избирательного права.

Укоренился принцип, по которому новое избирательное право складывалось как не вполне равное. Прежде всего это касалось различий между рабочими и крестьянами. Такое различие сложилось в силу того, что до января 1918 г. существовали две системы Советов - рабоче-солдатская и крестьянская, каждая со своими нормами представительства. При слиянии этих систем уже принятые нормы представительства сохранились.

Основной закон закрепил принцип всеобщего (но только для трудящихся) избирательного права. Устанавливался лишь один, возрастной, ценз (18 лет). Статья 65 была посвящена перечислению категорий граждан, лишенных избирательных прав.

Принцип неравенства избирательных прав для городского и сельского населения был зафиксирован в Конституции, правда, не в общей форме, а применительно к выборам отдельных звеньев государственного механизма. Закон применяет разные единицы измерения: в городах счет идет по избирателям, на селе - по жителям, более широкому понятию. Поэтому на практике преимущество рабочих перед крестьянами выражалось примерно в соотношении 3 : 1.

Конституция закрепила принцип многостепенности выборов. В послереволюционные годы многостепенные выборы служили своеобразным фильтром, препятствующим проникновению «чуждых элементов» в высшие органы государства.

Конституция исходила из производственно-территориального принципа. Выборы проводились в дни, устанавливаемые местными Советами. Единого для всей страны дня выборов не устанавливалось, по сути дела, никакой избирательной кампании не проводилось. Голосование могло быть как тайным, так и открытым. Конституция закрепила и право отзыва депутатов Советов.

Финансовое право. Дефицит государственного бюджета царской России на 1917 г. достигал 25,6 млрд. руб. Для сравнения скажем, что в 1913 г. весь национальный доход оценивался примерно в 13 млрд. руб. Государственный долг равнялся 60 млрд. руб., в том числе зарубежным странам - 16 млрд. руб. Оставив на будущее ликвидацию товарно-денежных отношений, в том числе и финансов, как мыслилось в марксизме, советское государство вынуждено было считаться со сложившимися реалиями. Решено было пойти по известному пути - взиманию существующих налогов.

Большевики не стали ломать сразу старую налоговую систему. 5 ноября 1917 г. в обращении к населению председатель Совнаркома писал, что никаких новых налогов пока что вводиться не будет. 24 ноября был издан декрет о неукоснительной уплате налогов, установленных царским и Временным правительствами. Наряду с облегчением налогового бремени для малоимущих предусматривалось, что налог на прибыль может достигать 95%. Такая ставка налога была направлена на удушение частного предпринимательства.

Доходы советской казны пополнились и в результате национализации частных банков, объединенных в единый государственный банк.

Принимались меры по экономии государственных средств. Важнейшей из них явился отказ от уплаты долгов, сделанных царским и Временным правительствами, а значит, и от постоянной уплаты процентов по ним. Специальный декрет об этом был издан в январе 1918 г.

До лета 1918 г. финансирование со стороны государства осуществлялось хаотично. Конституция 1918 г. предусмотрела порядок составления государственного бюджета. Налоги подразделялись на общегосударственные и местные, устанавливались сроки, на которые должен был формироваться бюджет -полгода или год. 2 мая 1918 г. СНК принял декрет о единстве кассы, в котором предусматривалось, что все платежи теперь должны осуществляться только через казначейство и Народный банк.

 

2009-05-18 01:38:20 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45          
Яндекс.Метрика