Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История государства и права России. Ч. 4

9.2. Ломка политической системы

Представительные органы государственной власти. На Внеочередной двенадцатой сессии Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва, проходившей 29 ноября-1 декабря 1988. г., был принят закон «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР», кардинально изменивший структуру этих органов. Верховный Совет СССР был заменен Съездом народных депутатов СССР. Верховный Совет СССР стал постоянно действующим законодательным, распорядительным и контрольным органом государственной власти СССР, работающим сессионно.

Первый Съезд народных депутатов СССР состоялся 25 мая - 9 июня 1989 г. Деятельность съездов продлилась немногим более 2 лет. После августовских событий 2 сентября 1991 г. открылся последний внеочередной пятый Съезд народных депутатов СССР, который прекратил свое существование 5 сентября.

Важнейшие политические процессы развивались на уровне бывших союзных республик. 27 октября 1989 г. в РСФСР еще до разрушения СССР был создан Съезд народных депутатов. Первый Съезд народных депутатов РСФСР открылся 16 мая 1990 г. На нем 12 июня 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Высшими органами государственной власти республик в составе Российской Федерации стали Съезды народных депутатов, а в тех республиках в составе России, где этот орган не создавался, остались Верховные Советы. Но Указом Президента от 21 сентября 1993 г. «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» деятельность упомянутых органов прерывалась, а последовавшее за этим в октябре открытое вооруженное противостояние в Москве исполнительной и законодательной властей привело к ликвидации системы Советов.

Законодательным органом России стал парламент (Федеральное Собрание), состоящий из двух палат: верхней - Совета Федерации и нижней - Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Принятые нижней палатой парламента федеральные законы должны быть одобрены и верхней. Если же этого не происходит, то для Государственной Думы предусматривается возможность повторного голосования по данному вопросу.

Исполнительные органы государственной власти. Самым главным в данный период было введение 14 марта 1990 г. поста Президента СССР. Первым и единственным Президентом Советского Союза стал М.С. Горбачев, избранный на эту должность 15 марта 1990 г. внеочередным третьим Съездом народных депутатов СССР.

Президент должен был обеспечивать взаимодействие высших органов государственной власти и управления СССР, предлагать Верховному Совету СССР кандидатуры председателя Совета Министров СССР, а затем представлять его Съезду народных депутатов на утверждение, входить с представлениями в Верховный Совет СССР и на Съезд народных депутатов СССР об освобождении от обязанностей указанного должностного лица, ставить перед Верховным Советом вопрос об отставке Совета Министров СССР, назначать членов союзного правительства с последующим представлением на утверждение Верховного Совета СССР, имел право приостанавливать действие постановлений и распоряжений Совета Министров СССР.

Президент СССР возглавлял Совет Федерации, в состав которого входили высшие государственные должностные лица союзных республик и вправе были участвовать аналогичные представители автономных республик, областей и округов. К компетенции этого органа относились разработка мер по проведению в жизнь национальной политики, представление Совету Национальностей Верховного Совета рекомендаций по разрешению споров и урегулированию конфликтных ситуаций в межнациональных отношениях, координация деятельности союзных республик и обеспечение их участия в решении вопросов общесоюзного значения, отнесенных к компетенции Президента СССР. Был создан и Президентский совет, задачей которого являлась выработка мер по реализации основных направлений внутренней и внешней политики СССР.

В результате реформы пост Президента оказался как бы искусственной вставкой между двумя ветвями власти. Создавшееся положение было исправлено 26 декабря 1990 г. Законом «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления». В соответствии с ним Президент стал возглавлять систему органов государственного управления СССР, получил право отменять постановления и распоряжения правительства, акты министерств СССР, приостанавливать исполнение соответствующих актов Советов министров республик в случаях нарушения ими Конституции и законов СССР. Правительство СССР обязано было подчиняться Президенту СССР и несло теперь ответственность и перед ним, и перед Верховным Советом. Этим законом была введена должность вице-президента СССР. После августовских событий 1991 г. постановлением внеочередного пятого Съезда народных депутатов СССР от 5 сентября должность вице-президента СССР была упразднена.

Вслед за органами Союза ССР изменению подверглись и республиканские органы государственного управления: в них также стали учреждаться посты президентов. Вслед за постом российского президента стали вводиться аналогичные должности в субъектах РФ.

Исполнительным органом края, области, автономной области, автономного округа, городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), а также мест являлась администрация, подотчетная в своей деятельности как соответствующему Совету народных депутатов, так и вышестоящим исполнительным органам. Деятельностью администраций руководили на основе принципа единоначалия главы администраций, которые могли быть избраны на свою должность соответствующим Советом народных депутатов или назначены в зависимости от уровня Президентом или главой вышестоящей администрации. Глава администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа входит в единую систему исполнительной власти, подчиняется Президенту и правительству России.

После 12 декабря 1993 г. Российская Федерация по форме правления стала президентской республикой. Президент получил юридическую возможность роспуска Государственной Думы и назначения новых выборов. Он вправе самостоятельно принимать решения об отставке правительства, перед вновь избранным Президентом старое правительство слагает свои полномочия, Президент имеет право председательствовать на заседаниях высшего исполнительного органа страны, за ним остается окончательное решение об отставке по собственной воле председателя правительства. Упростилось наименование высшего органа исполнительной власти: теперь он стал называться «Правительство Российской Федерации», без добавления «Совет Министров».

Судебные органы претерпели в этот период коренные изменения, которые начались еще на уровне Союза ССР в конце 1988 г. В первую очередь, это коснулось процесса формирования судов в СССР. Если ранее судьи районных (городских) судов избирались гражданами района (города), а вышестоящие суды - соответствующими Советами народных депутатов, то теперь все судьи, вплоть до краевых и областных, должны были избираться вышестоящими Советами народных депутатов, а судьи Верховного Суда СССР, верховных судов союзных и автономных республик, судов автономных областей и округов -соответствующими Советами.

26 декабря 1990 г. Законом СССР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления» разрешение хозяйственных споров в стране было возложено на Высший арбитражный суд СССР, сменивший ранее существовавший государственный арбитраж и его органы в республиках. 17 мая 1991 г. были приняты два Закона: «О Высшем арбитражном суде СССР» и «О порядке разрешения хозяйственных споров Высшим арбитражным судом СССР».

Но основные изменения стали происходить на уровне союзных республик. Еще до разрушения Советского Союза в России был учрежден высший судебный орган конституционного контроля - Конституционный суд РСФСР, не имевший аналогов на союзном уровне. Члены Конституционного суда РСФСР избирались Съездом народных депутатов тайным голосованием. Срок полномочий этого органа по закону был неограничен. Конституционный суд РСФСР осуществлял судебную власть путем рассмотрения в заседаниях дел о конституционности международных договоров и нормативных актов, о конституционности правоприменительной практики, а также давал заключения по определенным вопросам. Законом специально оговаривалось, что этот орган не рассматривает политические вопросы.

В новой Конституции, принятой на референдуме 12 декабря 1993 г., Конституционный суд как орган судебной власти остался, но с измененными полномочиями. Количество членов суда было увеличено с 15 до 19. В соответствии с Конституцией 21 июля 1994 г. был принят новый Федеральный конституционный закон «О Конституционном суде Российской Федерации».

С 1 июля 1995 г. вступил в силу новый Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации, который внес принципиальные изменения в правовой статус арбитражных судов. Во-первых, все арбитражные суды объявлялись федеральными, то есть не подведомственными органам исполнительной власти. В соответствии с законом все судьи арбитражных судов назначаются на должность Президентом РФ, а судьи Высшего арбитражного суда - Советом Федерации по представлению Президента. Во-вторых, вместо двухзвенной вводилась трехзвенная система, создавались десять окружных федеральных арбитражных судов в традиционно сложившихся географическо-экономических регионах России (Дальний Восток, Восточная Сибирь, Западная Сибирь, Урал, Поволжье, Волго-Вятский, Центральный, Московский, Северо-Западный и Северо-Кавказский). Таким образом, структура арбитражных судов стала следующей: Высший арбитражный суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды членов РФ.

В деятельности судебных органов пришлось отказаться от принципа только коллегиального рассмотрения гражданских и уголовных дел. Это было вынужденной мерой, продиктованной экономической ситуацией: предприятиям и организациям стало невыгодно отпускать в рабочее время народных заседателей с оплатой им среднего месячного заработка. Закон определил категории дел, которые разбираются судьей единолично без привлечения народных заседателей.

Произошло и расширение понятия коллегиальности: наряду с институтом народных заседателей, использующих при осуществлении правосудия все права судьи, появился институт присяжных заседателей, которые рассматривают основной вопрос о виновности, а за судьей остается право вынесения приговора, основанного на вердикте присяжных и законе. Суд присяжных заседателей образуется в краевом, областном, городском суде и действует в составе судьи и 12 присяжных заседателей. Институт присяжных зафиксирован и в действующей Конституции России.

Определенный итог развитию судоустройства подвел Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», введённый в действие с 1 января 1997 г. Он устанавливает две системы судов - федеральные и субъектов Федерации. К первым отнесены Конституционный суд РФ, арбитражные суды и суды общей юрисдикции. Среди последних предполагается создание специализированных федеральных судов по рассмотрению гражданских и административных дел. К судам членов РФ отнесены конституционные (уставные) суды и мировые судьи. Аналогично Конституционному суду Федерации ее республики могут создавать свои конституционные, а другие члены Федерации - уставные суды. Мировые судьи, отнесенные к системе судов субъектов Федерации, должны в пределах своей компетенции рассматривать гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.

 

2009-05-18 01:38:20 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45          
Яндекс.Метрика