Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История государства и права России. Ч. 4

Референдум. В связи с поднявшейся волной сепаратизма стала очевидной необходимость юридического закрепления стремления большинства граждан к сохранению СССР. С этой целью и в соответствии с решениями Четвертого Съезда народных депутатов Верховный Совет СССР постановил провести 17 марта 1991 г. референдум по вопросу о сохранении Союза ССР как федерации равноправных республик.

Августовские события. Большинство населения страны на референдуме высказалось за сохранение СССР как федерации, но руководство Союза, потеряв механизмы воздействия на республики через строго централизованную систему партийного руководства, не смогло найти других, и процесс распада СССР продолжался. Ярче всего это проявлялось в войне законов, то есть игнорировании республиканскими органами власти Конституции и других законов СССР, создании неконституционных, параллельно советам, органов власти на местах и т.д.

Перспектива принятия согласованного в Ново-Огареве проекта нового союзного договора означала переход от союзного государства к союзу государств. В этих условиях у части руководства страны возникла мысль путем введения чрезвычайных мер восстановить прежнюю форму государственного единства.

Таким образом, одной из причин событий августа 1991 г. являлся начавшийся распад СССР и осознание руководством партии и государства невозможности остановить этот процесс другими, легальными, не чрезвычайными мерами.

Разрушение СССР и создание СНГ. Уничтожение КПСС как правящей партии лишило политическую систему СССР опоры в лице соответствующих партийных комитетов. События 19-21 августа явились последней попыткой противодействия распаду СССР. Поражение ГКЧП способствовало дальнейшему подъему децентрализаторских сил по всему пространству СССР. Деморализованный первый и последний Президент СССР не мог исполнять свои обязанности гаранта единства и территориальной целостности государства. Большинство союзных республик, ранее объявивших о своем суверенитете, теперь пошло дальше, заявив о независимости и обратившись к мировому сообществу за ее признанием.

Первыми вышли из состава СССР республики Прибалтики, независимость которых была признана указом Президента Российской Федерации от 24 августа 1991 г. и постановлением Государственного Совета СССР от 6 сентября 1991 г.

Однако разрушению СССР объективно препятствовали вековые экономические связи, объединявшие республики. Их разрыв означал бы полную остановку всего хозяйства. Поэтому авторы идеи разрушения Союза почли за благо создать Содружество Независимых Государств - СНГ.

Судьба СССР была решена на так называемой Беловежской встрече руководителей трех республик - Белоруссии, России и Украины 8 декабря 1991 г., когда было подписано Соглашение о создании СНГ, предусматривавшее роспуск Союза ССР, прекращение действия его законов и ликвидацию его органов. Соглашение заставило республики, до сих пор не заявлявшие о своем выходе из СССР, определиться. На состоявшейся в Ашхабаде встрече глав республик - Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана, не участвовавших в создании СНГ, было принято решение поддержать минскую инициативу и присоединиться к этому процессу.

Развал СССР был признан свершившимся фактом на встрече президентов 11 республик Союза, состоявшейся в Алма-Ате 21 декабря 1991 г. В Декларации, подписанной президентами Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, Российской Федерации, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины, говорилось, что взаимодействие участников содружества будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашением между участниками Содружества. Декларация констатировала, что с образованием СНГ СССР прекратил свое существование.

Для координации деятельности государств СНГ были созданы высшие органы содружества - Совет глав государств и Совет глав правительств. Ввиду того, что СНГ, не будучи государством, не могло быть и правопреемником государства, правопреемство должны были осуществлять республики. Однако не все правомочия СССР можно было разделить и не все республики имели возможности осуществлять правопреемство. Поэтому Россия по соглашению с другими членами бывшего Союза взяла на себя правопреемство (переход прав и обязанностей одного государства другому) СССР в той части, которую нельзя или нецелесообразно было делить. В частности, решением Совета глав государств СНГ, подписанным тоже 21 декабря 1991 г., был поддержан переход к России членства СССР в Совете Безопасности ООН со всеми вытекающими отсюда правами и обязательствами, а соглашением «О совместных мерах в отношении ядерного оружия», заключенным республиками, на территории которых оно располагалось - Белоруссией, Казахстаном, Россией и Украиной, право применения ядерного оружия передано Президенту России.

Вслед за созданием СНГ прекратилась деятельность высших органов власти СССР. 26 декабря Совет Республик Верховного Совета СССР принял Декларацию, в которой заявил, что «с созданием Содружества Независимых Государств Союз ССР как государство и субъект международного права прекращает свое существование».

Ослабление государственного единства РСФСР. Государственное единство России не могло оставаться стабильным в условиях происходивших событий. Воспользовавшись тем, что федеральные власти были заняты дележом наследства Союза ССР, в отдельных республиках России победили сепаратистские силы, которые не только заявили о суверенитете республик, но и, провозгласив независимость, предприняли конкретные шаги к ее достижению. Дальше других пошла Чечня. Сложно складывались отношения с республикой Татарстан. Обе эти республики Российской Федерации отказались подписать Федеративный договор и как некоторые другие (например, Саха - Якутия) в 1992 г. перестали платить налоги в федеральный бюджет.

Подписанный 31 марта 1992 г. подавляющим большинством автономных республик Федеративный договор явился стабилизирующим фактором развития отношений России с республиками. В нем говорилось, что члены федерации отказывались от сепаратизма и центробежных устремлений, а федеральная власть - от централистских тенденций, стремления к диктату. Содержалось четкое разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными властями и республиканскими.

6 ноября 1992 г. была принята Конституция Татарстана, ст. 61 которой указывала на конфедеративный характер взаимоотношений в рамках Российской Федерации. На конституционном совещании в июле 1993 г. делегация Татарстана в ультимативной форме потребовала внести в проект Конституции Российской Федерации положения, регулирующие особые отношения Российской Федерации с Татарстаном и другими республиками, не подписавшими Федеративный договор.

Федеративный договор урегулировал взаимоотношения центра с национально-государственными образованиями, но не с краями и областями. В результате этого произошло ущемление прав краев и областей. Отсутствие понимания со стороны ряда руководителей национально-государственных образований необходимости уравнивания прав территориальных образований в рамках единого федеративного государства, как условия стабильности, вызвало волну суверенизации краев и областей.

При таком повороте событий Федеративный договор не мог являться краеугольным камнем, определяющим форму государственного единства. Происходящее требовало поисков другого подхода. В первую очередь необходимо было отказаться от национально-территориального принципа построения федерации как изжившего себя. Во-вторых, предоставить одинаковые права всем членам Федерации. Эти вопросы и были решены с принятием Конституции Российской Федерации 1993 г.

Форма государственного единства по Конституции РФ 1993 г. Итог многочисленным дискуссиям подвела Конституция, принятая в декабре 1993 г.

Конституция в ст. 4 утвердила единство и суверенитет России, верховенство Конституции и федеральных законов России на всей ее территории, единое гражданство.

С принятием Конституции приостанавливается процесс суверенизации частей России. В тексте Конституции понятие суверенитет употребляется только в связи со статусом федерации в целом. В п. 1 раздела второго Конституции РФ устанавливается правило, в соответствии с которым в случае несоответствия положениям Конституции Российской Федерации положений Федеративного договора, договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти членов Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий, а также других договоров между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти членов Федерации, договоров между органами государственной власти членов Российской Федерации между собой действуют положения Конституции РФ.

В соответствии со ст. 65 Российская Федерация состоит из следующих членов: 21 республики, 6 краев, 49 областей, двух городов федерального значения -Москвы и Санкт-Петербурга, одной автономной области - Еврейской, 10 автономных округов. Все субъекты федерации равны между собой (ст. 5).

Равенство членов Российской Федерации определяется единством их конституционных прав и одинаковым представительством в законодательном органе власти - Федеральном собрании, причем Совет Федерации, формируемый из представителей исполнительных и представительных органов власти, по два депутата от каждого субъекта федерации, играет роль верхней палаты парламента и решает вопросы, принципиальные для членов Российской Федерации.

К исключительной компетенции федеральных органов власти отнесены важнейшие вопросы жизни всей Федерации в целом. В частности, это федеральное законодательство и его исполнение, территория, федеративное устройство, федеральные органы власти, федеральный бюджет, налоги, финансовая система, федеральная собственность, ядерные и космические программы, внешние сношения России, оборона и оборонное производство, границы, судоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, амнистия и помилование, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство, коллизионное право, метрическая система и стандарты, картография, бухгалтерский учет и статистика, награды и почетные звания, федеральная государственная служба.

К совместной компетенции федерации и ее членов отнесены такие вопросы, как: разграничение государственной собственности, вопросы владения, пользование и распоряжение природными ресурсами, природопользование и охрана окружающей среды, охрана памятников истории и культуры, общие вопросы образования, науки, культуры, физкультуры и спорта, координация вопросов здравоохранения, охрана семьи, социальная защита и социальное обеспечение, осуществление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации, установление общих принципов организации органов государственной власти и местного самоуправления, координация международных и внешнеэкономических связей членов Российской Федерации.

Вне полномочий Федерации как исключительных, так и в рамках совместного ведения с субъектами федерации, субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти на своей территории. В частности, к компетенции членов Федерации в соответствии со ст. 77 Конституции отнесено право самостоятельно устанавливать собственную систему органов государственной власти в соответствии с общими принципами организации представительных и исполнительных органов, установленными федеральными законами.

 

2009-05-18 01:38:20 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45          
Яндекс.Метрика