Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История государства и права России. Ч. 4

8.2. Государственный механизм

Роль партийного руководства. Впервые руководящая роль партии была законодательно закреплена в Конституции СССР 1936 г. Но в этом законе о партии упоминалось почти в конце текста, в главе о правах и обязанностях граждан, где партия стояла в ряду других общественных организаций, хотя и выделялась в нем. В Конституции 1977 г. партии посвящена специальная статья 6. Партия объявляется «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций».

Практически все это означало, что партийные органы от руководства Советами перешли по существу к их подмене, хотя формально это считалось недопустимым.

Опыт чрезмерной концентрации власти в руках Сталина и Хрущева, соединявших высшие партийные и правительственные должности, привел к решению о запрещении совмещения постов Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров. В течение некоторого времени такое положение сохранялось, однако позже совместили две другие должности - Генерального секретаря ЦК КПСС и Председателя Президиума Верховного Совета Союза.

Советская система. Разделение Советов на промышленные и сельские было ликвидировано сразу же после смещения Н. С. Хрущева с руководящих постов, уже в 1964 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР краевые и областные (промышленные и сельские) Советы вновь объединялись в единые.

В конце 60-х - начале 70-х гг. была издана серия актов о местных Советах разных уровней. Такие акты издавались на уровне и Союза, и союзных республик.

В 1981 г. было издано Постановление ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и СМ о дальнейшем повышении роли Советов в хозяйственном строительстве. Местные Советы имели возможности для решения всех насущных вопросов жизни населения на соответствующих территориях, хотя и не всегда ими пользовались.

Расширяется круг постоянных комиссий Советов. До 1966 г. Совет Союза Верховного Совета СССР имел 4 постоянные комиссии, а Совет Национальностей - 5. В 1966 г. каждой палатой Верховного Совета СССР было создано по 10, а в последующие годы еще по 6 постоянных комиссий. Положение о постоянных комиссиях Совета Союза и Совета Национальностей Верховного Совета СССР, утвержденное Законом Верховного Совета СССР 12 октября 1967 г., предусматривало широкие права постоянных комиссий. Аналогично строилась работа постоянных комиссий Верховных Советов союзных республик.

Конституция СССР 1977 г. и конституции республик не внесли принципиальных изменений в систему Советов. Однако было изменено само название органов власти. Советы депутатов трудящихся были названы Советами народных депутатов. Среди других изменений можно отметить удлинение срока полномочий Советов: Верховного Совета - с 4 до 5 лет, местных - с 2 до 2,5 лет. Снижен возрастной ценз для избрания депутатами в высшие органы государственной власти: в Верховный Совет СССР с 23 до 21 года, в Верховные Советы союзных и автономных республик - с 21 до 18 лет.

Рост населения в союзных республиках привел к тому, что в Совете Национальностей количество депутатов оставалось неизменным, а в Совете Союза неуклонно росло. Чтобы скорректировать эту разницу, уже в 1966 г. были изменены нормы представительства от союзных республик. Теперь они стали посылать в Совет Национальностей по 32 депутата. Новая Конституция устранила возможность возникновения численного неравенства между палатами Верховного Совета. Соответственно были изменены нормы представительства при выборах в Совет Союза. Если по Конституции 1936 г. на избирательный округ должно было приходиться 300 тыс. человек, то по Указу Президиума Верховного Совета СССР 4 декабря 1978 г. эта норма была поднята до 350 тыс. человек, а в 1983 г. до 360 тысяч.

Государственное управление отдельными отраслями. От территориального управления перешли вновь к системе отраслевых ведомств. Совнархозы и их объединения были упразднены и заменены министерствами, государственным комитетами и т. п.

Основная группа промышленных ведомств была воссоздана сразу, однако и впоследствии они снова ликвидировались и реорганизовывались. Закон о Совете Министров СССР 1978 г. зафиксировал наличие 80 министерств и государственных комитетов, подчиненных Совету Министров Союза.

Стремление интенсифицировать производство породило идею шире привлечь трудовые коллективы к управлению хозяйством. На это был нацелен Закон «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями», принятый Верховным Советом СССР 17 июня 1983 г. Закон предусматривал широкое привлечение трудовых коллективов в лице их собраний и конференций к участию в планировании, организации производства, поощрении отличившихся работников, решении социально-бытовых вопросов и т.п. Вся их роль по руководству предприятиями носила совещательный и рекомендательный характер.

Правоохранительные органы. В 1966 г. было вновь создано Министерство охраны общественного порядка Союза ССР, подчинившее себе аналогичные республиканские министерства. Позже все они были вновь переименованы в министерства внутренних дел. Централизация органов внутренних дел была, однако, не беспредельной: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июня 1973 г. «Об Основных обязанностях и правах советской милиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью» предусмотрел двойное подчинение органов милиции, как по вертикали - соответствующему министерству, так и по горизонтали - местным советам. Тот же указ подчеркнул необходимость связи милиции с общественностью, в том числе с такой массовой организацией, как добровольная народная дружина.

В очередной раз было обращено внимание на товарищеские суды. Постановлением Президиума Верховного Совета СССР 8 февраля 1977 г. было предусмотрено создание при исполкомах районных Советов общественных советов по работе товарищеских судов. Вводился институт обжалования решений товарищеских судов в исполкомы местных Советов или в фабзавкомы.

70-е гг. отмечены появлением первых ростков организованной преступности, связанной по преимуществу с теневой экономикой. Что касается политических преступлений, то их число в масштабе страны было ничтожным.

Была усовершенствована паспортная система. В 1974 г. на основании постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР предусматривалась паспортизация всего взрослого населения страны, в том числе и сельского, чего до сих пор не было. Одновременно вводились определенные облегчения в прописке. Паспортный контроль и прописка по-прежнему находились в компетенции милиции.

Принятие Конституции СССР 1977 г. повлекло за собой обновление законодательства о правоохранительных органах. В 1979 г. вышел новый закон о Верховном Суде Союза. Верховный Суд выполнял функции высшего судебного надзора, в особых случаях выступал в качестве суда первой инстанции по гражданским и уголовным делам, он мог рассматривать в надзорном порядке и дела, решенные судами союзных республик. Одновременно были приняты и новые законы о прокуратуре, об адвокатуре, отражающие традиционные подходы.

Новый закон о государственном арбитраже (1979 г.) и ранее принятый закон о нотариате (1973 г.) регламентировали деятельность соответствующих органов. Последний предусматривал, что нотариальные действия совершаются только государственными нотариусами, а в тех местах, где не было нотариальных контор, - исполнительными комитетами городских, поселковых, сельских Советов депутатов.

Вооруженные силы. В 1967 г. новый закон о всеобщей воинской обязанности сократил на один год сроки действительной военной службы солдат, матросов, сержантов и старшин. Для лиц с высшим образованием предусмотрены вообще укороченные сроки военной службы.

Советские Вооруженные Силы, как и прежде, строились на сочетании принципов профессиональности и воинской обязанности. То есть для офицеров служба была профессией, а рядовой, сержантский состав, пройдя военную подготовку, уходил в запас. В 1971 г. были введены специальные звания: прапорщиков и мичманов. Тем самым был сделан шаг к профессионализации Вооруженных Сил.

 

2009-05-18 01:38:20 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45          
Яндекс.Метрика