Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История государства и права России. Ч. 4

8. СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПЕРИОД СТАГНАЦИИ («РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА») (середина 60-х - середина 80-х гг.)

8.1. Форма государственного единства

Вскоре после смещения Н. С. Хрущева (1964 г.)начинается возврат к централизации Советского государства. В 1965 г. система управления промышленностью кардинально изменилась, перейдя от территориального к отраслевому принципу. Все совнархозы были ликвидированы и управление промышленностью передано отраслевым министерствам, созданным как общесоюзные и союзно-республиканские органы. В 1967 г. в центре было сконцентрировано и управление строительством. В 1970 г. в ведение Союза было передано управление химической и нефтяной промышленностью.

Произошла централизация и в области руководства культурой. С момента возникновения Советского Союза управление просвещением всегда находилось в компетенции республик. Теперь, в 1966 г., впервые было создано союзно-республиканское министерство просвещения. Это позволило унифицировать систему и программу обучения школьников, лучше организовать изучение русского языка. В том же году важнейшие вузы страны были вновь переданы в ведение Министерства высшего и среднего специального образования СССР.

В июле 1973 г. были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании. В Основах закреплялась обязательность всеобщего среднего образования, регламентировались общие принципы организации высшего образования.

Централизация коснулась также органов охраны общественного порядка и юстиции. В 1966 г. было создано союзно-республиканское Министерство охраны общественного порядка. Было восстановлено и централизованное управление органами юстиции: в 1970 г. вновь создан Минюст СССР.

Итоги развития организации государственного единства были подведены Конституцией СССР 1977 г. и созданными на ее базе конституциями союзных и автономных республик. Прежде всего изменилось место, на котором стоит в Конституции вопрос о форме государственного единства. Если в Конституции 1936 г. о ней говорилось в главе второй, то теперь аналогичные вопросы трактуются в разделе третьем. Ему предшествует принципиально новый раздел, посвященный проблемам личности. Такая структура подчеркивала большее внимание Основного закона к личности.

Статья 70 Конституции Союза характеризует наиболее общие черты конструкции государства. Закон выделяет основную цель федерации - разрешение национального вопроса, поскольку говорит о многонациональном характере Союза и объединения в нем народностей и наций. Вместе с тем, говоря о союзных республиках, он отмечает их советский и социалистический характер, но не называет национальными. Такая трактовка отражала реальное положение вещей: ни одна из существовавших союзных республик не была в полном смысле слова мононациональной. Названная статья, да и вся Конституция, подчеркивает равноправие союзных республик.

Статья 73 Основного закона СССР дает перечень прав Союза. К компетенции Союза относились, в частности, определение государственной границы СССР и утверждение изменений границ между союзными республиками, обеспечение единства законодательного регулирования на всей территории СССР, установление основ законодательства Союза ССР и союзных республик, руководство экономикой страны, включая разработку и утверждение государственных планов экономического и социального развития, бюджет, война и мир, организация обороны, руководство вооруженными силами, обеспечение государственной безопасности, международные отношения, внешняя торговля на основе ее монополии, координация отношений союзных республик с иностранными государствами, контроль за соблюдением Конституции СССР и обеспечение соответствия конституций союзных республик Конституции СССР.

Конституция Союза содержала специальную главу, посвященную правовому положению союзных республик (гл. 9). В ней, в частности, отмечалось, что все союзные республики имеют свои конституции. Статьей 77 Конституции 1977 г. предусматривалось некоторое расширение хозяйственных прав союзных республик.

Сохранялся прежний порядок, при котором территория союзной республики не могла быть изменена без ее согласия (ст. 78). В ходе хозяйственного строительства иногда возникала потребность в изменении границы той или иной союзной республики, с тем чтобы сложившиеся экономические связи были увязаны с политическими. Вопросы эти решались обычно безо всяких осложнений.

В новой Конституции сохранилось положение, установленное еще во время Великой Отечественной войны, по которому союзные республики имели право внешних сношений.

Основной закон Союза и большинство Конституций республик умалчивают о государственном языке, исходя из старых ленинских представлений по этому вопросу. Вместе с тем, закавказские республики решили проблему по-своему. Они установили, что язык титульной нации является государственным языком. Одновременно предусматривалась свобода пользования другими языками.

 

2009-05-18 01:38:20 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45          
Яндекс.Метрика