Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История государства и права России. Ч. 4

1.4. Местные органы власти и управления

Слом старых и создание новых местных органов власти и управления проходили по мере распространения революции по территории страны. Прежде всего были упразднены посты представителей центра на местах - губернских и уездных комиссаров Временного правительства. Потом пришла очередь системы местных органов - сословных организаций дворян, мещан и пр.

Сложнее обстояло дело с третьей системой местных органов - земским и городским самоуправлением, которое руководило жизненно важными для населения городским хозяйством, продовольственным делом, здравоохранением. Советам, еще не имевшим ни соответствующего аппарата, ни специалистов, было не под силу взять на себя эти функции. Поэтому, распустив наиболее контрреволюционные органы местного самоуправления, Советы использовали остальные для решения неотложных хозяйственных дел, направляя в них своих комиссаров.

Власть на местах переходила к областным, губернским, уездным и волостным съездам Советов, а также городским и сельским Советам. Постоянными рабочими органами съездов Советов были их исполнительные комитеты.

При Советах создавались советы народного хозяйства «как местные учреждения по организации и регулированию производства», которые ставились в двойное подчинение - Высшему Совету Народного Хозяйства и соответствующим Советам. На основании декрета Совнаркома от 8 апреля 1918 г. «Об учреждении военных комиссариатов» в распоряжение губернских военкоматов, которые в то время обычно существовали как отделы местных Советов, передавались «все вооруженные силы, военные учреждения, лазареты, госпитали, склады и запасы имущества, предназначенные для военных нужд губернии». Милиция также находилась в ведении местных Советов.

Большую роль в деле упрочения Советской власти в деревне сыграли волостные и сельские комитеты бедноты (комбеды), учрежденные в мае 1918 г. Комбеды распределяли хлеб, предметы первой необходимости и сельскохозяйственные орудия, оказывали содействие местным органам в изъятии продовольственных излишков, снабжали деревенскую бедноту хлебом. Комбеды создавали сельскохозяйственные коммуны, содействовали развитию культурно-просветительской деятельности в деревне. Их организацией занимались губернские и уездные исполкомы.

Военно-революционные комитеты создавались при губернских, городских, уездных и некоторых волостных Советах. Их основной задачей было упрочение Советской власти на местах, оказание помощи Советскому правительству, ликвидация учреждений Временного правительства и обеспечение революционного порядка. ВРК вели борьбу с различными антисоветскими организациями. Но занимались они порою и хозяйственными делами.

1.5. Создание советских Вооруженных Сил

По теории марксизма старую армию надлежало заменить всеобщим вооружением народа. Однако в условиях войны сделать это было невозможно. И Советское государство попыталось использовать старые вооруженные силы.

Прежде всего была продолжена политика демократизации, начатая еще после Февраля. Все части и соединения армии и флота очищались от контрреволюционного офицерства и генералитета. Была введена практика выборов командного состава. Все военнослужащие уравнивались в правах. Прекращалось производство в офицеры, закрывались военные училища, школы прапорщиков, упразднялись старые воинские чины и звания. Одновременно шла демобилизация старой армии.

В условиях стихийной демобилизации новая армия могла быть создана только на добровольной основе. Ядром ее стали возникшие еще в период Февральской революции отряды Красной гвардии. 95% всех красногвардейцев Петрограда были рабочими. Однако Красная гвардия не была способна вести длительную войну с многочисленной, технически оснащенной армией врага. В составе наркомата по военным делам было образовано Временное бюро по созданию Рабоче-Крестьянской Армии. Оно разработало проект Декрета об образовании армии.

Армия комплектовалась из наиболее сознательных представителей трудящихся, достигших 18-летнего возраста. Декрет открывал доступ в ряды Красной Армии гражданам независимо от их национальной и расовой принадлежности. Красноармейцы находились на полном государственном довольствии, получая, кроме того, ежемесячное жалованье. На этих же принципах создавался Рабоче-Крестьянский Флот.

Одновременно с принятием декрета о Рабоче-Крестьянской Красной Армии Совнарком учредил Всероссийскую коллегию по организации РККА. Организацией Красной Армии на местах ведали управления военных округов. Советы создавали военные отделы, открывали вербовочные пункты и вели запись добровольцев.

1.6. Милиция и ВЧК

Система охраны общественного порядка стала создаваться еще до Октября в виде рабочей милиции, основанной на идее всеобщего вооружения народа. Рабочие несли службу поочередно в рабочее время, за ними сохранялся средний заработок. Они сами избирали своих руководителей - начальников отрядов, командиров и комиссаров. Однако в ходе установления диктатуры пролетариата возникла необходимость образовать специальный орган охраны революционного порядка.

28 октября 1917 г. было издано постановление Народного комиссариата внутренних дел «О рабочей милиции», которая учреждалась при Советах рабочих и солдатских депутатов. Объявив о создании органов охраны общественного порядка, постановление, однако, не уточняло правового положения милиции, ее место в советском государственном аппарате. Структура, функции и принципы организации всенародной милиции определялись в процессе создания.

Наряду с органами по охране общественного порядка была создана особая система органов, специально предназначенных для борьбы с политическими противниками Советской власти - Всероссийская Чрезвычайная Комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем.

Постановлением СНК от 7 декабря 1917 г. Комиссия создавалась при Совнаркоме, а не при Наркомюсте, чего добивались левые эсеры, стоявшие во главе этого наркомата. Председателем ВЧК был назначен Ф.Э. Дзержинский.

Поначалу ВЧК задумывалась как орган расследования и ее репрессивные меры сводились к конфискации имущества и продовольственных карточек. Но местные ЧК быстро присвоили себе право после короткого суда расстреливать арестованных.

Численность ВЧК увеличилась с 1 тыс. человек в апреле 1918 г. до 37 тыс. в январе 1919 г. Весной 1921 г. в ее рядах насчитывалось уже 233 тыс. человек. Декрет от 6 июня 1918 г. восстановил смертную казнь. Но чекисты не дожидались этого закона, чтобы расправляться со своими политическими противниками. Массовый характер казни приобрели после покушений на Ленина и Урицкого 30 августа 1918 г. В сентябре 1918 г. местные ЧК получили от Дзержинского распоряжение, где уточнялось, что в своих действиях ЧК совершенно независимы, но после их проведения чекисты должны направлять отчеты в Совнарком.

ВЧК ввела две карательные меры, до революции в России не применявшиеся: взятие заложников и трудовые лагеря. Троцкий первым приложил усилия к созданию лагерей (приказ от 4 июня 1918 г.). Туда были помещены белочехи, отказавшиеся сдать оружие. 5 сентября 1918 г., в разгар «красного террора», Совнарком одобрил создание лагерей.

Функционировали два вида лагерей: одни были в ведении НКВД (туда направлялись люди, уже осужденные трибуналом), другие - ВЧК (там находились «потенциальные классовые враги», «чуждые элементы, «паразиты», арестованные на всякий случай в административном порядке).

 

2009-05-18 01:38:20 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45          
Яндекс.Метрика