История государства и права России. Ч. 4
Органы государственной безопасности и рабоче-крестьянской милиции. В 1922 г. ВЧК была упразднена. Однако вместо нее тут же в составе НКВД был создан новый орган - Государственное политическое управление (ГПУ), которое приняло на себя все функции охраны госбезопасности, но было освобождено от пресечения общеуголовных преступлений.
В 1921 г. отряды ВЧК были сведены в специальные войска Всероссийской чрезвычайной комиссии. На них возлагалась охрана границ, дорог, пристаней и пр.
С образованием СССР органы государственной безопасности были объединены во всесоюзном масштабе. Конституция 1924 г. предусматривала создание Объединенного государственного политического управления при СНК Союза ССР. ОГПУ руководило соответствующими органами в союзных республиках, выведенными в 1923 г. из структуры НКВД. Во главе их стояли уполномоченные ОГПУ. Надзор за законностью действий ОГПУ был возложен на прокурора Верховного суда СССР.
По Положению о Народном комиссариате внутренних дел РСФСР 1922 г. на милицию было возложено поддержание порядка и спокойствия в стране, обеспечение проведения в жизнь законов Советского государства, охрана учреждений, предприятий и т.п. Большую роль сыграла милиция в охране народного достояния и борьбе с хозяйственными и должностными преступлениями. В 1925-1926 гг. ей вменили в обязанность оказывать содействие органам государственного управления в охране лесов, сборе налогов, исполнении решений судов по гражданским делам и др.
Кроме общей была создана и ведомственная милиция для охраны государственных предприятий и учреждений, обеспечения общественного порядка и производства дознания на территории, занимаемой этими учреждениями. Она содержалась на средства обслуживаемых предприятий и учреждений.
Военная реформа. Окончание интервенции и гражданской войны сделало возможным сокращение Красной Армии.
В 1925 г. численность Вооруженных Сил СССР уменьшилась в 10 раз и составила немногим более полумиллиона человек.
В 1924 г. был введен новый принцип построения Красной Армии - так называемая «смешанная система», которая означала, что наряду с постоянными войсками в составе Красной Армии создавались территориальные части. Их костяк составлял определенный контингент (16-20%) кадровых военнослужащих. Но большая часть личного состава была переменной. Переменный состав проходил трехмесячную допризывную подготовку, а затем в течение четырех лет вызывался на краткосрочные сборы (один-два месяца в год) в части, к которым приписывался. Территориальные части создавались в пределах того военного округа или даже губернии, где постоянно проживали призываемые в них граждане.
По общесоюзному закону, принятому в 1925 г., обязательная военная служба делилась на допризывную подготовку с 19 лет, действительную службу с 21 года и состояние в запасе до 40 лет. Закон предусматривал, что каждый мужчина, годный к военной службе, должен пройти все эти три этапа.
В ходе военной реформы была развёрнута сеть военно-учебных заведений.
Укрепление кадрового состава вооруженных сил позволило перейти в 1925 г. к единоначалию, правда, в двух формах. В тех случаях, когда командир был коммунистом или вообще внушал политическое доверие, применялось полное единоначалие, т. е. командир получал права не только в области строевой, но и политической подготовки. При нем учреждалась должность помощника по политической части. При неполном единоначалии наряду с командиром сохранялась прежняя фигура комиссара.
Реорганизация Рабкрина. Чрезмерное расширение функций контроля привело к тому, что Рабоче-крестьянская инспекция не могла сосредоточиться на решении важнейших проблем. В то же время все острее стали ощущаться затруднения с кадрами. Партийные работники, направленные в Наркомат РКИ, переключались на хозяйственную работу. Предприятия не пускали своих рабочих на временную работу в Рабкрин, чтобы не выплачивать им за это заработную плату. Учитывая нужды народного хозяйства, ВЦИК в 1922 г. сократил число рабочих, делегируемых с предприятий в РКИ.
Чтобы укрепить кадры РКИ и придать ей особый авторитет, центральные органы наркомата были объединены с Центральной Контрольной Комиссией партии.
ЦКК - РКИ получила широкие права в области реорганизации государственного аппарата. Впоследствии компетенция этого органа была еще больше расширена.
Мероприятия по улучшению работы государственного аппарата. Одним из основных пороков государственного механизма была его громоздкость и дороговизна. По решению IX Всероссийского съезда Советов ( 1921 г.) было проведено сокращение штатов. В центральном аппарате были ликвидированы многочисленные комиссии, созданные во время войны.
Средством борьбы с обюрократившимися работниками была избрана так называемая «чистка, начатая по решению XVI партийной конференции (апрель 1929 г.). Вместе с бюрократами изгонялись «чуждые элементы», т. е. люди, происхождение и политические взгляды которых не соответствовали установленным стандартам.
Чистка государственного аппарата шла параллельно с чисткой партии. Таких чисток в эти годы было несколько, в 1929-1930 гг. была проведена генеральная. Во время нее было исключено из партии около 250 тыс. человек. Чистки подготавливали установление безраздельного господства над партией и государством И.В. Сталина.
Одновременно с чисткой государственного аппарата шло массовое выдвижение активных рабочих и работниц в административные, промышленные, торговые, кооперативные органы. Именно тогда-то в русском языке появилось новое слово - выдвиженец. Однако большая часть выдвиженцев, мало подготовленная, порой не очень грамотная, не смогла заменить специалистов в государственном аппарате.
В 1923 г. впервые появляется понятие номенклатуры. Создаются два, а затем и три списка должностей, которые могут заниматься только по рекомендации надлежащих партийных органов.
2009-05-18 01:38:20 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 |