Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История государства и права России. Ч. 4

Семейное право. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве (КЗАГС) был утвержден ВЦИК 16 сентября 1918 г. Становление советского семейного права шло в остром противоборстве с церковью. Проходивший с августа 1917 г. по сентябрь 1918 г. Священный собор православной церкви осудил свободу развода и гражданский брак.

Подготовленный Наркоматом юстиции проект Кодекса содержал положения, определявшие судьбу церковных браков, заключенных до опубликования Декрета о гражданском браке: они были легализованы. Устранялись такие препятствия для вступления в брак, как разноверие, монашество и состояние в иерейском и дьяконском сане, а также обет безбрачия. Кодекс 1918 г. распространил принцип единобрачия на всех граждан России. Кодекс установил единый возраст вступления в брак - 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин.

Равноправие женщины с мужчиной подчеркивалось и решением вопроса о гражданстве супругов. В Кодексе оговаривалось, что перемена гражданства могла последовать только по специально выраженному желанию жениха или невесты. Советское право впервые в истории закрепило такой принцип.

Внебрачные дети приравнивались к рожденным в браке. Отцовство устанавливалось местным отделом ЗАГСа, а в случаях споров - судом. На установленного отца возлагалась обязанность участвовать в расходах, связанных с беременностью, родами и содержанием ребенка.

Трудовое право. Важнейшим нормативным актом этого периода стал Кодекс законов о труде (декабрь 1918 г.). Впервые в Кодексе было провозглашено право граждан РСФСР на труд, но в рассматриваемый период это право не могло гарантироваться. В Кодексе были закреплены основные положения, регулирующие порядок найма и увольнения с работы, рабочее время и время отдыха, организацию охраны труда. Действие Кодекса распространялось и на частную сферу.

Особое внимание в советских декретах по трудовому праву обращалось на привлечение граждан к общественно полезному труду. Конституция РСФСР 1918 г., а вслед за ней и КЗоТ закрепили всеобщую трудовую повинность, т.е. устанавливалась обязательность труда для всех трудоспособных.

Цели учета всего трудоспособного населения республики должна была служить выдача всем трудящимся гражданам трудовых книжек. Для республики трудящихся трудовая книжка должна была заменить паспорт. Согласно Декрету СНК РСФСР от 5 октября 1918 г. «О трудовых книжках для трудящихся» выдача продовольственных карточек обусловливалась наличием трудовой книжки и соответствующих отметок в ней об отбывании трудовой повинности.

Условия гражданской войны наложили отпечаток на методы привлечения к трудовой повинности. Руководствуясь Декретом СНК РСФСР от 29 октября 1918 г. «Об Отделах распределения рабочей силы», государство сосредоточило в своих руках все сведения о наличии рабочих мест и безработных. Свобода заключения и расторжения трудовых договоров была ограничена. Отделы распределения рабочей силы могли направлять безработного на менее квалифицированную работу, чем он мог выполнять. Было издано постановление СНК РСФСР от 3 сентября 1918 г. «О воспрещении безработным отказываться от работы». Наряд на работу был обязательным и для предприятия. Возможность ухода с работы по собственному желанию была затруднена. В 1919 г. был издан Декрет СНК РСФСР «О воспрещении самовольного перехода советских служащих из одного ведомства в другое».

Одним из наиболее действенных методов проведения трудовой повинности явились трудовые мобилизации. С их помощью государство укрепляло квалифицированными кадрами предприятия, как правило, оборонного значения. В необходимых случаях практиковалась также и милитаризация промышленных предприятий, т. е. перевод их работников на положение военнослужащих.

Земельное право. Положение ВЦИК «О социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию» от 14 февраля 1919 г. вводило понятие «единый государственный земельный фонд». В основу землеустройства должно быть положено создание единого производственного хозяйства, снабжающего Советскую республику наибольшим количеством материальных благ при наименьшей затрате народного труда. Считалось, что таким могло быть только коллективное хозяйство. Статья 3 Положения определяла единоличное хозяйство как временное и отживающее. В соответствии с этим устанавливался льготный порядок землеустройства социалистических форм хозяйств. В первую очередь землю получали совхозы и коммуны, во вторую - артели и товарищества по совместной обработке земли, в последнюю очередь - единоличники.

Движение за кооперирование крестьянства сопровождалось принятием новых нормативных актов, регулирующих кооперацию крестьян. Если в первый год Советской власти уставы колхозов разрабатывались самими крестьянами, то в период гражданской войны Наркомзем принял Нормальный устав сельскохозяйственной коммуны, в котором обобщался первый опыт колхозного строительства. Устав определял цели коллективных хозяйств, размер вступительных взносов, степень обобществления имущества, порядок распределения доходов. При распределении доходов за основу бралось не качество и количество труда, а установленная для каждой отдельной местности потребительская норма. Все, что оставалось сверх того, изымалось государством. Уравниловка в оплате труда и отсутствие средств для укрепления материальной базы коммун вели к экономической слабости коллективных крестьянских хозяйств.

В решениях VIII съезда Коммунистической партии был взят курс на союз с середняком. В земельном законодательстве больше внимания стало уделяться единоличным хозяйствам. Увидев, что при частых переделах земли пользователи мало заботятся о ее плодородии, государство пошло на их ограничение. Наметился переход к принципу устойчивого землепользования.

Уголовное право. В годы гражданской войны уголовное право было направлено прежде всего против контрреволюционных преступлений. Советское правительство объявило красный террор против «лиц, прикосновенных к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам». Красный террор привел, в частности, к применению института заложников. Бывшие эксплуататоры, полицейские, генералы, офицеры, не хотевшие служить в Красной Армии, помещались в концентрационные лагеря. В случае совершения кем-либо террористических актов против деятелей Советской власти определенная группа заложников подлежала расстрелу.

В целях борьбы с контрреволюционными преступлениями было издано несколько специальных декретов. В них подтверждалось право ВЧК осуществлять подавление вооруженных выступлений против Советской власти, а также определялись другие случаи, когда ВЧК имела право применить непосредственное подавление.

Другое направление развития уголовного права связано с воинскими преступлениями. Особое внимание было обращено на дезертирство. Для борьбы с ним суды располагали весьма широким диапазоном наказаний- от штрафа до расстрела.

По мере развития законодательства о преступлениях назревал вопрос о кодификации уголовного права. В 1919 г. Наркомат юстиции издал Руководящие начала по уголовному праву РСФСР. Он явился прообразом Общей части будущего Уголовного кодекса.

Во введении к Руководящим началам излагались общие принципы Советского уголовного права и пути его развития, давалась оценка буржуазного уголовного права, обосновывалось назначение Руководящих начал. Впервые в советском уголовном праве в разделе III давались определения преступления и наказания. Преступление характеризовалось как нарушение порядка общественных отношений, охраняемого уголовным правом.

Раздел VI Руководящих начал был посвящен наказаниям. Предусматривалось 16 видов наказаний - от расстрела до общественного порицания и объявления бойкота.

В разделе VII говорилось об условном осуждении, которое широко применялось в это время и имело большое воспитательное значение.

Руководящие начала по уголовному праву РСФСР в целом были весьма удачным опытом кодификации. Они практически без изменений были восприняты на Украине, в Белоруссии, в Закавказье.

Уголовный процесс. Как и в предшествующий период, существование общей и трибунальской систем обусловливало и различия в процессе. Положения о народном суде 1918 и 1920 гг. подчеркивали, что судьи должны руководствоваться законами, хотя не исключалось применение и «революционного правосознания».

Положение о народном суде, принятое ВЦИКом в ноябре 1918 г., установило правило, по которому судоговорение производится на местном языке. Закреплялся также принцип гласности, состязательности. Дознание по уголовным делам возлагалось на милицию, а следствие - на следственные комиссии. В предварительном следствии допускалось участие защитника. В неотложных случаях следствие могло возлагаться и непосредственно на постоянных судей.

При выборе доказательств суд не был связан никакими формальными требованиями, он мог признавать любые доказательства и требовать в необходимых случаях дополнительных. Получил признание институт отвода судей.

Положение о народном суде, как и прежде, не предусматривало апелляции, а закрепляло кассационный порядок обжалования приговоров. В качестве кассационной инстанции выступал Совет народных судей. Кассационный срок - один месяц.

Новое Положение о народном суде, принятое ВЦИКом в 1920 г., несколько изменило порядок судопроизводства. Оно отказалось от института следственных комиссий, поручив следствие единоличным народным следователям, состоящим при народном суде. Изменилась организация обвинения и защиты. Обвинение поручалось обвинителям, назначаемым губернскими исполкомами. В процессе могли участвовать и общественные обвинители. Защитниками приглашались граждане по спискам, составляемым исполкомами местных Советов.

Оба положения предусматривали функционирование народного суда в двух составах - с двумя и шестью народными заседателями. Более серьезные дела рассматривались во втором составе. Допускалось вынесение приговора немедленно, если подсудимый признавал себя виновным.

Порядок производства дел в трибуналах был определен Положением о революционных трибуналах 1919 г. Трибуналы состояли из председателя и двух членов. Участие заседателей здесь не предусматривалось, но по закону весь состав трибунала должен был избираться на месяц не из профессионалов, а из ответственных работников губернии. Устанавливался месячный срок производства следствия. Кассация допускалась и в трибуналах, но срок принесения жалобы ограничивался 48 часами. Второй инстанцией для трибуналов выступал Кассационный трибунал при ВЦИКе.

Новое положение о трибуналах, принятое Президиумом ВЦИК в 1920 г., установило единый процессуальный порядок для всех видов трибуналов (общих, военных, железнодорожных). Закон указывал, что «Революционные трибуналы республики учреждаются со специальной целью рассмотрения дел, направляемых к ним Чрезвычайными Комиссиями, Особыми Отделами и Комиссиями по борьбе с дезертирством...». Соответственно органы ВЧК лишались судебных функций и «внесудебных полномочий», т.е. права применения внесудебной репрессии. При этом устанавливалось, что одним из членов трибунала должен быть представитель ЧК.

 

2009-05-18 01:38:20 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45          
Яндекс.Метрика