История государства и права России. Ч. 4
2.3. Советский государственный механизм
Органы власти и управления. Общая структура высших органов власти и управления во время войны осталась в принципе такой, какой она сложилась в пору образования Советского государства. Регулярно созывались всероссийские съезды Советов. В ноябре 1918 г. состоялся VI, в декабре 1919 г. - VII, в конце 1920 г. - VIII съезды Советов. Продолжал функционировать ВЦИК, его Президиум и Совнарком. VII Всероссийский съезд Советов установил сессионный порядок работы ВЦИК. До этого ВЦИК был постоянно действующим органом. Теперь было решено устраивать очередные заседания ВЦИК раз в два месяца. Такой порядок позволял членам ВЦИК больше работать на местах, освобождал их от необходимости постоянно находиться в Москве. Президиум должен был готовить материалы для ВЦИК, вносить проекты декретов на его рассмотрение, наблюдать за исполнением постановлений и т. п.
Постановление VIII съезда Советов развивало конституционные положения, касавшиеся Совета Народных Комиссаров. Оно установило, что Совнарком рассматривает и утверждает все декреты и общегосударственные мероприятия, не терпящие отлагательства, в том числе по делам военным, и все мероприятия, влекущие за собой обязательства для РСФСР в международных отношениях.
Условия интервенции и гражданской войны потребовали создания особого органа, объединяющего усилия всего государства в борьбе с врагом. Так возник Совет Рабочей и Крестьянской Обороны, учрежденный Декретом ВЦИК 30 ноября 1918 г. Совет объединял работу военного и важнейших хозяйственных ведомств, обеспечивал военный режим в промышленности, на транспорте, в продовольственном деле. Возглавлял его Ленин.
В начале 1920 г. Совет Рабочей и Крестьянской Обороны был преобразован в Совет Труда и Обороны (СТО). На него возлагались обязанности по установлению единого хозяйственного плана, направлению работы хозяйственных наркоматов в соответствии с планом, осуществлению контроля за его исполнением. VIII съезд Советов подтвердил, что законодательными органами являются Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и СНК.
Правовое положение местных органов власти и управления. Конституция РСФСР не перечисляла их права, проводя лишь ту общую идею, что они должны заниматься сугубо местными делами и осуществлять постановления всероссийских органов. В развитии правового положения местных Советов можно отметить две характерные тенденции: с одной стороны, изъятие из их компетенции вопросов, по своей природе являющихся общегосударственными, с другой - сохранение за ними весьма широких прав. Эти тенденции отразились в законодательстве о Советах (постановления VII и VIII Всероссийских съездов Советов «О советском строительстве»). В 1920 г. ВЦИК издал Положение о волостных исполкомах и сельских Советах.
Местные советы должны были организовывать учет военнообязанных, допризывную подготовку, призыв в армию, борьбу с дезертирством. В сфере хозяйственного управления местные органы власти сохранили широкие права. Аналогично строилось и финансовое управление на местах. Уже в 1918 г. возникают более или менее стройные бюджетные отношения между центром и губерниями, упорядочиваются способы изыскания средств. Местные Советы имели право получать средства из местных источников и от центральной власти.
При этом местные налоги и сборы должны были использоваться на нужды местного хозяйства.
Ревкомы - преемники военно-революционных комитетов периода Октября, временные, чрезвычайные органы, которые создавались в районах, объявленных на военном положении. Они представляли собой узкую коллегию из 3-5 членов, куда входили представители местных Советов, военный комиссар губернии или уезда. Осенью 1919 г. ревкомы были созданы в большинстве районов страны. Их статус был регламентирован специальным Положением о революционных комитетах, изданным ВЦИК и Советом Рабочей и Крестьянской Обороны.
Ревкомы прифронтовой полосы и освобожденных от врага районов выполняли функции органов власти и управления. В прифронтовой полосе они имели главной целью подготовку к борьбе против врага, в освобожденных районах подготавливали организацию Советов, а до их создания осуществляли государственную власть. Ревкомы в тылу действовали наряду с исполкомами Советов, занимаясь работой по укреплению тыла на случай военной опасности, организовывали помощь Красной Армии и т. п.
Вооруженные силы. Весной 1918 г. делаются первые шаги к переходу от добровольческого принципа формирования Красной Армии к всеобщей воинской обязанности. Окончательно этот переход был закреплен постановлением V Всероссийского съезда Советов.
Воинская повинность устанавливались для всего населения, но принцип классового отбора в армию сохранялся. Однако, если в добровольческий период нетрудовые элементы в Красную Армию не допускались вообще, то в соответствии с Конституцией РСФСР они стали призываться, но их использовали в тыловом ополчении, для комплектования нестроевых частей, военно-строительных подразделений и т.п.
Введение всеобщей воинской обязанности позволило в короткий срок увеличить численность Красной Армии до 1 млн. человек. К концу войны она возросла до 5 млн. бойцов.
Создание массовой регулярной Красной Армии потребовало командных кадров. В этих целях приступили к созданию широкой сети военных учебных заведений.
Однако военная обстановка и масштабное развертывание армии диктовали незамедлительность обеспечения всех частей и подразделений командирами. В этих условиях Советское правительство сочло возможным привлечь к командной службе военных специалистов старой армии. Всех их брали на учет и назначали на соответствующие командные посты, предупреждая, что за использование своего положения в контрреволюционных целях они будут строго караться.
V Всероссийский съезд Советов указал, что период случайных формирований отрядов, кустарного строительства Вооруженных Сил закончился. Бойцы Красной Армии обязаны были беспрекословно подчиняться приказам командиров.
Укреплению организованности способствовало и введение в Красной Армии знаков различия. В отличие от царской и белых армий в советской погоны были заменены нарукавными нашивками и петлицами разного цвета.
В ходе гражданской войны был создан новый, чрезвычайный орган военного управления - Революционный военный совет республики, сохранившийся затем и в мирное время. К Реввоенсовету перешли все функции Наркомвоена.
Правоохранительные органы. НКВД и НКЮ РСФСР в октябре 1918 г. по поручению Совнаркома издали Инструкцию об организации советской Рабоче-Крестьянской милиции, закрепившую основы ее организации и деятельности.
При комплектовании кадров милиции соблюдался классовый подход. В милицию не принимались лица, опорочившие себя службой в царских карательных органах или совершившие преступления. Основной задачей милиции была охрана революционного порядка, обеспечение соблюдения закона всеми гражданами. Милиция проводила дознание по уголовным делам, осуществляла в этих целях определенные процессуальные действия, выполняла поручения судебных и следственных органов, приводила в исполнение приговоры. Уголовный розыск, созданный еще в начале 1918 г. и находившийся в ведении Наркомюста, теперь был передан в ведение милиции.
Органы милиции строились на основе двойного подчинения. Центральным органом милиции стало ее Главное управление в составе НКВД. В губерниях и уездах создаются губернские и уездные управления Рабоче-Крестьянской милиции. Территории уездов делились на участки во главе с начальником милиции, в подчинении которого находились милиционеры и старшие милиционеры. С самого начала при милиции комплектовались отряды добровольцев, помогающих ей в охране порядка.
Круг деятельности милиции определялся насущными задачами, продиктованными условиями гражданской войны. Милиция участвовала в проведении политики военного коммунизма (обеспечение продовольственной разверстки, трудовой повинности). Особо важным делом милиции была борьба с бандитизмом. В этой области функции милиции переплетались с функциями ВЧК. Представители ЧК входили в состав губернских управлений милиции, а в уездной милиции были созданы в 1919 г. политические отделения, выполнявшие функции органов ЧК.
В условиях гражданской войны органы ВЧК имели широкие права. Они вели следствие, выносили приговоры и приводили их в исполнение. В случаях вооруженных выступлений против Советской власти, бандитизма и т. п. ВЧК могла применять непосредственную расправу к виновным на месте преступления. Последующее развитие советской судебной системы и борьба за укрепление законности привели к некоторому ограничению компетенции ВЧК. Декретом ВЦИК в феврале 1919 г. судебные функции органов ВЧК были переданы реорганизованным трибуналам, хотя в особых случаях (например, контрреволюционный мятеж) за ВЧК сохранялось право внесудебной репрессии.
ВЧК подчинялась Совнаркому. Ее местные органы находились в двойном подчинении, действуя на правах отделов исполкомов местных Советов.
2009-05-18 01:38:20 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 |