Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Защита прав потребителей

2.8. Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах)


Лишь на основе достоверной и полной информации человек может выбрать товар (работу, услугу), обладающий необходимыми ему качествами. Право потребителя на информацию было законодательно закреплено еще в Законе СССР «О защите прав потребителей». С ростом возможностей для потребительского выбора возросло и значение информации, получаемой потребителем. Расширились возможности для недобросовестных продавцов извлекать дополнительные прибыли, нарушая право потребителя на информацию. Поэтому в новой редакции Закона это право конкретизировано и расширено.

Прежде всего Закон устанавливает общие требования к информации. В соответствии со ст.8 Закона потребителю должна быть предоставлена необходимая и достоверная информация о товарах (работах, услугах), об изготовителе (исполнителе, продавце), а также о порядке приобретения товаров (работ, услуг). Иными словами, потребитель имеет право знать, что именно ему предлагается, кто предлагает и когда он (потребитель) может получить предлагаемое.

Под необходимой информацией понимается, прежде всего, ее полнота. Поскольку потребитель, как правило, не имеет специальных знаний о приобретаемом товаре (работе, услуге), объем предоставленной информации должен позволить потребителю оценить необходимость приобретения именно этого товара, а также возможность использования товара по назначению без помощи профессионалов. Закон устанавливает перечень сведений, которые в обязательном порядке должны быть предоставлены потребителю. Их можно разделить на две группы:

1. Сведения об изготовителе (исполнителе, продавце). Из-за нестабильности экономики, которая приводит к быстрому появлению и исчезновению компаний, предлагающих потребителям те или иные товары (услуги), вопрос о надежности партнера становится одним из важных критериев потребительского выбора. В соответствии с требованиями Закона информация об изготовителе (продавце, исполнителе) должна содержать следующие сведения:

- фирменное наименование организации, т.е. ее название, позволяющее отличить ее от других организаций. В соответствии со ст.54 ГК РФ наименование предприятия обязательно должно содержать указание на его организационно-правовую форму, поскольку от организационно-правовой формы зависит объем ответственности предприятия;

- местонахождение организации. В соответствии с действующим законодательством все предприятия, действующие на территории РФ, должны пройти государственную регистрацию. Местонахождение организации определяется по ее юридическому адресу, т.е. адресу, указанному в регистрационных документах. Некоторое время назад многие фирмы при регистрации указывали домашний адрес одного из учредителей (а иногда и просто постороннего человека) в качестве юридического адреса фирмы, что значительно затрудняло поиск организации. Поэтому с 1 июля 1995 года регистрация предприятий по домашнему адресу запрещена. Гражданин-предприниматель обязан предоставить потребителю сведения о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

Информация о продавце (исполнителе) должна содержаться на вывеске предприятия. Информация об изготовителе должна быть указана в документах, сопровождающих товар, на его упаковке или доведена до потребителя иными способами.

Несмотря на возложенные на продавца (изготовителя, исполнителя) обязательства, в практике бывают ситуации, когда неизвестен производитель товара либо отсутствует информация о месте нахождения продавца (исполнителя) и возникает необходимость их отыскать.

По мнению авторов юридического комментария Закона «О защите прав потребителей» под редакцией Д.М. Сорк, определить изготовителя того или иного товара - долгая и кропотливая работа, поскольку производство товаров перестало быть монополией крупных предприятий. Необходимо проследить по документам путь товара к потребителю (как товар попал в магазин, у кого его приобрела фирма, поставившая товары в магазин, и т.п.). Иногда может потребоваться помощь экспертов, которые, во-первых, могут задать направление поиска изготовителя товара, определив, кто изготовил комплектующие к товару, во-вторых, путем сравнительного исследования могут определить, действительно ли товар произведен на том предприятии, на которое указывают найденные документы.

Чтобы определить местонахождение продавца (исполнителя), необходимо обратиться в регистрационные органы. В соответствии с действующим законодательством на печати предприятия должна быть информация о месте регистрации. Предположим, на печати предприятия указано: «Северо-Западный административный округ г. Москвы, ООО «Вера». Чтобы отыскать местонахождение этого предприятия, необходимо сделать запрос в регистрационную палату Северо-Западного административного округа. Поскольку информация о юридическом адресе предприятия не может составлять коммерческую тайну, регистрационные органы обязаны ответить даже на запрос частного лица. Однако, чтобы получить ответ быстрее, будет лучше, если запрос о местонахождении предприятия сделает суд;

- режим работы организации. Закон закрепляет право продавца (изготовителя, исполнителя) самостоятельно устанавливать режим работы своего предприятия (исключение составляют лишь государственные (муниципальные) предприятия). Одновременно Закон возлагает на предприятие обязанность соблюдать им же установленный режим работы. Например, на вывеске указано, что магазин работает с 9.00 до 19.00 ежедневно, без выходных. Если указанный режим работы магазин не соблюдает, государственные органы, на которые возложены обязанности контроля за соблюдением правил торговли, вправе привлечь предприятие к ответственности за нарушение законодательства. Потребитель, которому причинены убытки несоблюдением режима работы продавца, вправе потребовать возмещения причиненных убытков. Например, основываясь на рекламном объявлении, в котором указан режим работы, потребитель приезжает из другого города и обнаруживает, что предприятие не работает. Если убытки настолько велики, что потребитель готов потратить время для их возмещения, необходимо позаботиться о доказательствах. Это могут быть показания свидетелей, акт, составленный представителями государственных органов, общественных организаций либо представителем органов внутренних дел;

- сведения о лицензии. Если деятельность продавца (изготовителя, исполнителя) подлежит лицензированию, то потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке ее действия, а также об органе, выдавшем лицензию. Введение этого пункта в Закон - следствие широкого распространения системы лицензирования отдельных видов деятельности за время, прошедшее с момента принятия первой редакции Закона. Так, на сегодняшний день обязательному государственному лицензированию подлежат банковская деятельность, страхование, международный туризм и др. Можно спорить о том, насколько эффективна система государственного лицензирования сточки зрения защиты прав потребителей. Как правило, наличие лицензии само по себе не говорит о том, что данная компания надежна и у ее клиентов не будет проблем. Даже в банковской сфере, где лицензирование достаточно жесткое и наличие лицензии в известной мере гарантирует надежность данного финансового института, известно достаточное число банков, которые прекращали выплаты своим вкладчикам, но при этом почему-то сохраняли банковскую лицензию. Тем более наличие лицензии у туристической фирмы не всегда есть гарант ее добросовестности, в то время как фирма, еще не получившая лицензию, может работать особенно качественно, опасаясь, что при появлении первого же недовольного клиента вскроется то, что она вообще-то пока не имеет права работать. Иными словами, наличие или отсутствие лицензии не говорит об отношении фирмы к своим клиентам. Однако информация о наличии у фирмы лицензии важна для потребителя по другим соображениям. Если лицензии нет, то появляется риск, что государство в любой момент может приостановить деятельность данной организации, и это помешает выполнению организацией своих обязательств перед потребителями. Так что в рамках ныне существующей системы лицензирования введение подобного пункта в Закон является логичным и необходимым.

2. Сведения о товаре (работе, услуге). Как в прежней, так и в новой редакции Закона большое внимание уделено тому, какую информацию о товарах (работах, услугах) изготовитель (продавец, исполнитель) обязан предоставить потребителю, чтобы обеспечить ему возможность правильного и сознательного выбора. Перечень необходимой информации преследует несколько целей.

 

2008-09-08 23:33:02 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
Яндекс.Метрика