Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Защита прав потребителей

Исходя из интересов безопасности граждан, Закон устанавливает правило, в соответствии с которым если товар (работа) по истечении определенного времени может представлять опасность для жизни, здоровья или имущества потребителей, то установление срока службы на такой товар (результат работы) становится обязательным требованием для изготовителя. Перечень таких товаров должен быть установлен Правительством Российской Федерации. Мы надеемся, что этот перечень будет принят в ближайшее время, однако пока установление сроков службы на любые товары остается правом производителя.

Поскольку не ко всякому товару можно применить нормы Закона о сроке службы, Закон вводит понятие срок годности, т.е. период времени, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению. Этот срок в обязательном порядке должен устанавливаться на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары (работы), перечень которых должен быть установлен Правительством РФ. Продажа товара с истекшим сроком годности или товаров, на которые в нарушение требований законодательства срок годности не установлен, не допускается.

Любой новый товар проходит определенный период «притирки», во время которого могут выявиться его особенности или недостатки. Для того чтобы период привыкания к товару прошел менее болезненно для потребителя, Закон предусматривает право изготовителя (исполнителя), кроме сроков службы или сроков годности, устанавливать на товар гарантийный срок. Этот срок можно определить как период времени, в течение которого изготовитель принимает на себя повышенные обязательства перед потребителями, например, обязуется за свой счет устранить возникшие недостатки, а в некоторых случаях и заменить товар на новый.

Сегодня в России продается огромное количество товаров зарубежного производства. Практика показывает, что зарубежные фирмы предпочитают устанавливать гарантию лишь на те товары, которые реализуются в России через дилеров фирмы, однако и здесь действует конкуренция. Так, фирма «Филипс» устанавливает всемирную гарантию на свои товары, т.е. обязательства перед потребителем, который приобрел товар этой фирмы, например, в Германии, будут исполнены одинаково и в России, и в Югославии.

Рынок диктует свои условия, и наряду с изготовителями в борьбу за потребителей включились торговые компании, которые пытаются привлечь клиентов, предоставляя им различного рода дополнительные услуги. И здесь гарантийное обслуживание приобрело довольно широкое распространение. Закон предоставляет продавцам право установления дополнительной гарантии. Эта гарантия может быть установлена только сверх гарантийного срока, определенного изготовителем. Это означает, что если при покупке товара потребителю выданы два гарантийных талона: талон изготовителя, устанавливающий гарантию сроком на один год, и талон продавца на тот же срок, то потребитель может пользоваться своими правами в течение двух лет. При этом Закон оговаривает, что условия этой гарантии определяются договором между продавцом и потребителем, т.е. эти условия могут не соответствовать ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей», устанавливающей гарантийные обязанности изготовителя. Продавец имеет право установить плату за право пользоваться дополнительной гарантией. Потребитель же вправе отказаться от дополнительной гарантии.

2.6. Обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара


Как правило, дорогостоящие товары приобретаются для длительного пользования и потребителю небезразлично, кто и как будет обслуживать товар после окончания гарантийного срока. Охраняя интересы граждан, Закон возлагает на изготовителя определенные обязанности по обеспечению послегарантийного обслуживания товара. В соответствии с требованиями Закона изготовитель обязан обеспечить ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации запасных частей в необходимых для ремонта и технического обслуживания объеме и ассортименте в течение срока производства товара и после снятия его с производства в течение установленного изготовителем срока службы или в течение десяти лет с момента снятия товара с производства, если срок службы не установлен.

Если предприятие-изготовитель товара этих обязанностей не выполняет и потребитель сталкивается с невозможностью отремонтировать товар, у него возникают дополнительные права, например право на устранение недостатков за счет изготовителя, а в некоторых ситуациях - и на замену товара.

2.7. Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги)


Развитие науки и техники, внедрение новых технологий в производство продуктов питания, косметических товаров, лекарств, использование синтетических веществ при изготовлении изделий бытовой техники и т.д. повышают возможность причинения вреда жизни и здоровью потребителя. Применение в повседневной жизни различных механизмов, которые могут выйти из-под контроля человека, не позволяет полностью исключить причинение вреда. Чтобы минимизировать возможность возникновения вреда при реализации товаров (работ, услуг), в Законе уделяется большое внимание реализации права потребителей на безопасность.

Право потребителей на безопасность означает, что товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации должен быть безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и не причинять вреда имуществу потребителя.

Закон предусматривает ряд мероприятий, направленных на предотвращение причинения вреда жизни и здоровью потребителей. Условно их можно подразделить на две группы:

- мероприятия, направленные на недопущение поступления в оборот товаров (работ, услуг), которые могут причинить потребителям вред;

- мероприятия по предотвращению причинения вреда товарами (работами, услугами), которые уже реализуются потребителям.

Первая группа мероприятий состоит в том, что государство устанавливает обязательные требования, которым должны соответствовать товары (работы, услуги), реализуемые потребителям. Эти требования содержатся в стандартах и подлежат обязательному соблюдению. Контроль за соблюдением этих требований возлагается на государственные органы, прежде всего на федеральные органы по стандартизации, метрологии, органы санитарно-эпидемиологического надзора и др. Дополнительное препятствие поступлению в продажу небезопасных товаров - государственная система сертификации.

Сертификация - это подтверждение уполномоченным государственным органом соответствия качества товаров обязательным требованиям стандартов. Перечни товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, утверждаются Правительством РФ. Товары, подлежащие сертификации, не могут реализовываться без сертификата.

Ответственность за наличие сертификата несет продавец.

Еще одной гарантией обеспечения безопасности используемых товаров (работ, услуг) для жизни, здоровья и имущества потребителя является и предусмотренная Законом обязанность изготовителя в необходимых случаях разработать и указать в сопроводительной документации на товар, на этикетке, маркировкой или иным способом специальные правила использования товара, его хранения, транспортировки и утилизации. Продавец же обязан довести эти правила до сведения потребителя.

Однако никакая даже самая совершенная система сертификации не способна предотвратить поступление в реализацию товаров, которые причиняют либо могут причинить вред жизни и здоровью потребителей. Поэтому Законом установлена обязанность изготовителя (исполнителя) приостановить производство товаров (работ, услуг), если будет выявлено, что при соблюдении потребителями правил эксплуатации и хранения эти товары все же причиняют или могут причинить вред потребителям. Если установить причины причинения вреда не представляется возможным либо в случаях, когда устранить эти причины невозможно, изготовитель обязан снять товары с производства. Одновременно изготовитель и продавец товара обязаны принять меры к отзыву опасного товара от потребителей. Если изготовитель в добровольном порядке отказывается исполнять требования Закона по снятию товара с производства, то изъятие товара из оборота и отзыв его от потребителей производятся федеральным органом исполнительной власти, на который возложен государственный контроль за соблюдением прав потребителей (в настоящее время это ГАК РФ и Госстандарт РФ).

Отзыв товаров от потребителей осуществляется за счет изготовителей. Это означает, что убытки, причиненные отзывом товара, изготовитель должен возместить как потребителям, так и продавцам в полном объеме.

 

2008-09-08 23:33:02 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
Яндекс.Метрика