Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Защита прав потребителей

2.2. Международные договоры Российской Федерации


Нормы, содержащиеся в международных договорах, имеют приоритет перед внутренним законодательством государства. Это правило закреплено п.4 ст.15 Конституции Российской Федерации: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Наиболее известным и часто применяемым международным договором в сфере потребительского законодательства является Варшавская конвенция 1929 г. «Об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок» с изменениями 1959 года.

2.3. Право потребителей на просвещение в области защиты

прав потребителей


«Руководящие принципы для защиты интересов потребителей», принятые 9.04.85 Генеральной Ассамблеей ООН и подписанные Российской Федерацией, возложили на Россию определенные обязательства по закреплению в законодательстве основных прав потребителей, признанных международным сообществом. Практически все эти права нашли отражение в Законе РФ «О защите прав потребителей».

Одним из восьми общепризнанных прав потребителей является право на потребительское образование. Недостаточно предоставить потребителю права и законодательно закрепить ответственность за их нарушение. Необходимо научить людей этими правами пользоваться, делать разумный и осмысленный потребительский выбор.

В преамбуле Закона РФ «О защите прав потребителей» закреплено право потребителя на просвещение.

Для реализации права потребителей на просвещение требуется целая система государственных мероприятий. Как следует из статьи 3 рассматриваемого Закона, на различных уровнях государственной системы образования учащиеся должны будут получать знания, умения и навыки, необходимые для реализации их прав как потребителей. Это предполагает принятие дополнительных нормативных актов различных уровней, более детально регламентирующих порядок и ответственность государственных органов по разработке и созданию соответствующих образовательных программ и стандартов.

На сегодняшний день можно говорить о том, что система информирования и просвещения потребителей через средства массовой информации сложилась и успешно развивается. Практически все наиболее популярные средства массовой информации имеют постоянно действующие потребительские рубрики (например, приложение к газете «Известия» - «Известия-Экспертиза», рубрика в газете «Аргументы и факты», приложение к газете «Комсомольская правда», клуб потребителей «Привереда» в газете «Куранты» и др.). С 1992 года в России издается специальный потребительский журнал «Спрос», который публикует результаты потребительских испытаний различных товаров, комментирует судебную практику применения потребительского законодательства, публикует антирекламу товаров и услуг, а также полезную информацию для потребителей финансовых услуг. Но это лишь правовой ликбез, в котором отсутствует комплексность и последовательность. Все острее встает вопрос о формировании систем вузовского и школьного потребительского образования, а также подготовки кадров для этой системы.

В настоящее время в России работа по созданию системы потребительского образования идет по трем направлениям: в школах и вузах, в потребительских организациях, на уровне местных администраций и федеральных органов. Организации потребителей начинают создавать образовательные центры, разрабатывать образовательные программы, ориентированные как на работников торговли и сферы услуг, так и на рядовых потребителей. Международной конфедерацией обществ потребителей была разработана программа специального курса «Основы потребительских знаний» для учащихся средней школы, который заинтересовал учителей в различных регионах России. В августе 1997 г. вышел в свет учебник «Основы потребительских знаний», рекомендованный Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для школьников, и выпущены методические рекомендации для учителей по этому курсу. В помощь учителю подготовлена компьютерная игра и снят учебный фильм по темам учебника. В марте 1997 г. было создано общественное объединение учителей, преподающих курс «Основы потребительских знаний».

2.4. Качество товара (работы, услуги)


ГК РФ закрепляет принцип свободы договора. Это означает, что стороны свободны в определении условий заключаемого договора, которые формулируются по их усмотрению и могут содержать отступления от правил, установленных законодательством.

Этот принцип и реализуется в Законе РФ «О защите прав потребителей», который устанавливает, что продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (работу, услугу), качество которого соответствует договору. Таким образом, если стороны договорились о качестве товара, то нарушение этих договоренностей будет рассматриваться как нарушение договора.

Если стороны специально не оговаривали вопрос качества, то потребителю должен быть передан товар (работа, услуга), качество которого соответствует обычно предъявляемым требованиям к такого рода товарам. При этом переданный товар должен быть пригодным для использования по назначению. Если же потребитель при заключении договора поставил продавца (исполнителя) в известность о конкретных целях приобретения товара (услуги), то невозможность использования товара (услуги, работы) для необходимых потребителю целей будет считаться недостатком товара.

Однако свобода договора не означает, что качество товара будет зависеть только от желания сторон. Обязательные требования к качеству некоторых товаров могут устанавливаться в стандартах. Поэтому Закон содержит правило, в силу которого если предметом договора является товар (работа, услуга), качество которого должно соответствовать обязательным требованиям стандартов, то переданный потребителю товар (услуга, работа) должен соответствовать этим требованиям.

2.5. Права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) в области установления срока службы, срока годности товара (работы), а также гарантийного срока на товар (работу)


Право потребителя на качество товара (работы) предполагает не только передачу потребителю качественного товара, но и устанавливает гарантии поддержания этого товара в работоспособном состоянии, а также возлагает на производителя (исполнителя) определенные обязательства перед потребителем в этой сфере.

Как известно, срок использования товара или работы ограничен определенными рамками. Чтобы определить этот срок, Закон вводит понятие срок службы, определяя его как период времени, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечить потребителю возможность использовать товар (работу) по назначению и несет ответственность перед потребителем за существенные недостатки, возникшие в товаре по его вине. Этот срок может определяться как временным периодом, так и другими единицами измерения (километрами, метрами и т.д.).

Продолжительность срока службы определяется изготовителем исходя из видов используемых материалов, технологических возможностей, конструктивных особенностей, способа обработки, поэтому могут встречаться товары одного вида с разными сроками службы, произведенные разными изготовителями.

Многие российские изготовители уже поняли преимущества установления срока службы. Вторая половина 80-х годов ознаменовалась резким ростом пожаров, вызванных возгораниями телевизоров, магнитофонов и других сложных технических товаров. Поскольку специального законодательства о защите прав потребителей не существовало, ответственность за причиненный во время пожара ущерб должны были нести изготовители. Практически все сгоревшие товары находились в эксплуатации более десяти лет и просто выработали свой ресурс. Если бы на эти товары был установлен срок службы, то ответственность изготовителей была бы ограничена этим сроком.

Если же изготовитель по каким-то причинам не считает необходимым устанавливать срок службы на производимый товар, то, в соответствии с установленными Законом требованиями, он будет нести ответственность за вред, причиненный товаром, в течение 10 лет со дня передачи товара потребителю.

 

2008-09-08 23:33:02 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
Яндекс.Метрика