Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Защита прав потребителей

Казалось бы, с принятием Постановления Пленума Верховного Суда все споры должны были закончиться. Однако этого не произошло, во-первых, потому, что Постановление носит обязательный характер только для судов, во-вторых, приведенный перечень не является исчерпывающим и оставляет возможность отнесения под юрисдикцию Закона и других договоров. В результате споры вспыхнули с новой силой. Основной предмет разногласий - финансовые услуги.

Многие средства массовой информации, давая комментарий внесенным изменениям, отмечают, что теперь (т.е. в новой редакции) Закон не распространяется на отношения, связанные с оказанием финансовых услуг. Подобного мнения придерживаются и представители финансовых структур. Например, некоторые банки после вступления в силу новой редакции Закона разослали по своим филиалам письма, в которых указывали, что отныне отношения между вкладчиками и банками не регулируются Законом РФ «О защите прав потребителей», поскольку банковский вклад предполагает выплату процентов, а следовательно, данные отношения связаны с извлечением прибыли. Такая позиция представляется ошибочной по следующим причинам.

Заработанные гражданином денежные средства принадлежат ему на праве собственности. В силу ст.ст.210-211 ГК РФ собственник несет риск случайной гибели принадлежащих ему средств, а следовательно, для реализации своих прав он вынужден предпринимать действия по обеспечению сохранности своих денежных средств.

Возможны три способа хранения денег:

- собирать деньги «в чулок», не доверяя их никому;

- вкладывать деньги в высоколиквидную собственность, т.е. приобретать недвижимость, товары и т.д.;

- размещать денежные средства в банке в виде вклада.

Однако денежные средства - это особая собственность, и целью их хранения является, прежде всего, сохранность покупательной способности. Поэтому хранение «в чулке» невыгодно, так как не защищает денежные средства ни от обесценения, ни от простой кражи.

Вложение в собственность потребует довольно значительных средств и связано с определенными затратами труда как при приобретении, обеспечении сохранности, так и при реализации товара.

Таким образом, для потребителя наиболее приемлем лишь третий способ - размещение денежных средств в банке. На вложенные в банк средства начисляются проценты, которые некоторые представители финансовых структур пытаются назвать прибылью гражданина и на этом основании вывести финансовые услуги из сферы регулирования потребительским законодательством. Как уже упоминалось, определение понятия «прибыль» присутствует лишь в налоговом законодательстве. Из того же налогового законодательства следует, что с начисляемых банком процентов на вклады граждан налоги на прибыль не уплачиваются. Таким образом, сам законодатель не рассматривает проценты с банковского вклада как извлечение прибыли.

Чтобы вложить деньги в банк, гражданин не должен регистрироваться как индивидуальный предприниматель, а следовательно, во взаимоотношениях с банком он выступает как частное лицо.

Рассмотрим еще один аргумент, который выдвигают представители финансовых структур: вкладывая деньги в банк, гражданин оказывает банку услугу, которую банк оплачивает путем начисления процентов, и тем самым потребитель участвует в предпринимательской деятельности. Попробуем разобраться. Вкладывая денежные средства в банк, гражданин временно отчуждает свою собственность. Отчуждая денежные средства, потребитель, во-первых, лишается возможности их использовать в данный момент, а во-вторых, несет риск не возврата этих средств. Получая от гражданина денежные средства, банк направляет их в оборот и получает доход. Часть этого дохода банк выплачивает в виде процентов вкладчику как плату за риск не возврата собственности. Оставшаяся часть полученного дохода, за вычетом издержек банковского производства, составляет прибыль банка, в которой присутствует и плата вкладчика за хранение вложенных денежных средств. Если бы банк не получил от вкладчика денежные средства, то не получил бы и прибыли. Следовательно, потребитель расплачивается с банком за хранение вклада предоставленной банку возможностью использовать его денежные средства для извлечения прибыли. При этом прибыль банка и размер процентов, начисляемых на вклад граждан, никак не взаимосвязаны. Это свидетельствует о том, что потребитель не участвует в доле общей прибыли банка и никак не может рассматриваться как участник предпринимательской деятельности.

Таким образом, нет никаких оснований выводить правоотношения, связанные с оказанием финансовых услуг, из-под юрисдикции закона РФ «О защите прав потребителей», по крайней мере до тех пор, пока не будет принято специального законодательства о защите прав потребителей в финансовой сфере.

2.1. Характеристика правового регулирования отношений в области защиты прав потребителей. Значение правового регулирования отношений по защите прав потребителей для развития рыночных отношений в России


Потребительское законодательство не исчерпывается одним только Законом «О защите прав потребителей». Это целая группа нормативных актов (законов и постановлений Правительства), регулирующих отдельные отрасли потребительского законодательства.

Нормы потребительского законодательства содержатся в различных отраслях права. Перечень нормативных актов открывает Конституция Российской Федерации, которая закрепляет права граждан на отдых, охрану здоровья, жилище, образование и т.д., а также устанавливает гарантии осуществления этих прав. От наиболее существенных нарушений потребителей защищают нормы административного и уголовного законодательства. В Уголовном кодексе Российской Федерации недавно появилась статья, которая устанавливает ответственность за обман потребителей. Нормы, предусматривающие ответственность за нарушение прав потребителей, содержатся и в Кодексе об административных правонарушениях.

Основное регулирование отношений с участием потребителей все же осуществляется нормами гражданского законодательства, в частности Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ). Действующий ГК РФ состоит из нескольких частей, первая из которых вступила в силу 8 декабря 1994 г. и устанавливает правовые основы участия граждан и организаций в гражданском обороте, права и обязанности различных субъектов гражданских правоотношений, а также определяет общие условия заключения гражданско-правовых договоров. Вторая часть ГК РФ действует с 1 марта 1996 г. и содержит нормы, определяющие особенности отдельных видов гражданско-правовых договоров.

Кроме ГК РФ и Закона РФ «О защите прав потребителей», в сфере потребительского законодательства действуют несколько законов, напрямую затрагивающих интересы потребителей. Прежде всего это Законы РФ О страховании», «О сертификации», «О естественных монополиях», а также Федеральный закон «Об основах туристской деятельности» и другие нормативные акты.

Там, где действуют несколько нормативных актов, неизбежно возникает вопрос об их соотношении. По общему правилу более поздний закон отменяет предыдущий, а специальный закон имеет преимущество перед общим. ГК РФ - общий закон и должен применяться лишь в той части, в которой не противоречит Закону РФ «О защите прав потребителей». Но поскольку вторая часть ГК РФ была принята позже, чем Закон РФ «О защите прав потребителей», она как более поздний закон имеет преимущественную силу. Понимая важность установления особенностей правового регулирования отношений с участием граждан, законодатель оговаривает, что в дополнение к правам, предоставленным ГК РФ, гражданин-потребитель пользуется также правами, предоставленными ему Законом РФ «О защите прав потребителей». Таким образом, ГК РФ и рассматриваемый Закон действуют в комплексе и дополняют друг друга.

Основное требование к другим нормативным актам, затрагивающим интересы потребителей, заключается в том, что эти документы не должны содержать норм, противоречащих Закону РФ «О защите прав потребителей», и не должны снижать гарантий прав потребителей, уже предусмотренных действующим законодательством. Для того чтобы исключить ограничение прав потребителей ведомственными инструкциями, в Закон был введен прямой запрет передавать органам исполнительной власти право принимать нормативные акты, в которых содержатся нормы, касающиеся потребителей. Это означает, что только Правительство России имеет право принимать правила и инструкции, регулирующие отношения с участием граждан-потребителей, и это право не может быть передано никаким другим субъектам исполнительной власти. Для реализации этого положения Закона 28 мая 1992 г. Правительство РФ приняло специальное постановление № 359 «Об отмене ведомственных нормативных актов, регулирующих отношения в области прав потребителей». Этот документ устанавливает, что ведомственные нормативные акты, действовавшие в потребительской сфере, должны были быть отменены принявшими их органами до 1 августа 1992 г.

 

2008-09-08 23:33:02 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
Яндекс.Метрика