Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Защита прав потребителей

5.2. Полномочия федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов), осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг)


Федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации - это центральный орган исполнительной власти РФ, осуществляющий государственное регулирование и межотраслевую координацию работ по стандартизации, метрологии и сертификации.

В настоящее время таким органом является Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт РФ).

Его основные задачи:

- формирование и реализация государственной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации;

- обеспечение функционирования систем стандартизации, метрологии и сертификации, их гармонизация (приведение в соответствие) с международными, региональными и зарубежными национальными системами;

- обеспечение единства измерений в стране;

- организация работ по обязательной сертификации продукции;

- осуществление государственного надзора за соблюдением обязательных требований стандартов, правил метрологии и сертификации.

Госстандарт вправе:

- выдавать и аннулировать лицензии на издание и переиздание утвержденных им государственных стандартов, на проверку, прокат средств измерений, на проведение работ по обязательной сертификации, на право применения установленных им сертификационных знаков;

- направлять предписания об устранении нарушений обязательных требований стандартов к товарам, работам, услугам, о снятии их с производства, прекращении выпуска и реализации, отзыве от потребителя;

- налагать штраф на изготовителей, продавцов товаров, исполнителей работ, услуг, на руководителей предприятий и органов сертификации в случаях, предусмотренных законодательством;

- принимать в пределах своей компетенции решения по вопросам государственной стандартизации, метрологии и сертификации, обязательные для выполнения юридическими и физическими лицами;

- предъявлять в суды, арбитражные суды иски к изготовителям (исполнителям, продавцам) товаров (работ, услуг) в случае нарушения ими требований стандартов;

- проводить в соответствии с действующими нормативными документами по стандартизации отбор проб и образцов продукции для контроля ее соответствия обязательным требованиям государственных стандартов (стоимость израсходованных проб и образцов, затраты на проведение испытания относятся при этом на издержки производства продукции проверяемого предприятия, предпринимателя).

Закон РФ «О защите прав потребителей» (статья 42, пункт 3) возлагает на федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), ответственен этот орган и за организацию и проведение работ по обязательной сертификации товаров (работ, услуг). Таким образом, Госстандарт России обладает довольно широкими полномочиями в области обеспечения безопасности потребителей.

В соответствии с Положением о государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства внешнеэкономических связей и торговли РФ, утвержденным Постановлением Правительства от 14 июля 1997 года, Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства внешних экономических связей и торговли Российской Федерации (Госторгинспекция) - государственный орган, основными задачами которого являются: государственный контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядком применения цен по отдельным группам товаров, качеством и безопасностью товаров народного потребления; деятельность по искоренению злоупотреблений в торговле, общественном питании и недопущению поступлений на потребительский рынок недоброкачественных товаров.

Объектами государственного контроля Госторгинспекции в соответствии с возложенными на нее задачами являются предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, граждане, реализующие, производящие товары или услуги.

Госторгинспекция в своей деятельности взаимодействует с Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, Министерством здравоохранения Российской Федерации, Государственным антимонопольным комитетом Российской Федерации и другими органами государственного управления, осуществляющими в пределах своей компетенции контроль за соответствием качества товаров (услуг) требованиям стандартов, условиями договоров, соблюдением законодательства Российской Федерации в деле защиты прав потребителей.

Госторгинспекция состоит из департамента государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей центрального аппарата Министерства внешних экономических связей и торговли Российской Федерации и подчиненных ему территориальных органов - управлений государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства внешних экономических связей и торговли Российской Федерации в субъектах Российской Федерации.

Территориальные управления Госторгинспекции выполняют следующие основные функции:

- проводят проверки соблюдения правил торговли и качества товаров народного потребления у продавца, а также в соответствии с порядком, согласованным с Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, - качества продукции у изготовителя;

- осуществляют в установленном порядке контроль на предприятиях торговли и общественного питания за соблюдением порядка применения цен по отдельным группам товаров;

- контролируют правильность пользования весовыми и измерительными приборами, торговым, технологическим и дозирующим оборудованием;

- принимают меры по устранению выявленных недостатков и нарушений, обеспечивают широкую гласность результатов проверок;

- приостанавливают реализацию товаров (и оказываемых при этом услуг), не соответствующих по качеству обязательным требованиям стандартов, опасных (вредных) для жизни, здоровья и имущества граждан;

- координируют свою деятельность с органами государственной власти, общественными организациями потребителей в деле защиты прав и интересов граждан;

- рассматривают в соответствии с законодательством письма, заявления, жалобы граждан на качество товаров, нарушения в работе торговых предприятий, предприятий общественного питания и после соответствующих проверок принимают по ним решения, обязательные для исполнения продавцом, изготовителем (при несогласии с принятым решением продавец, изготовитель, потребитель вправе обратиться в суд, арбитражный суд в установленном порядке, при этом действие решений управлений Госторгинспекции не приостанавливается до решения суда);

- представляют в установленные сроки департаменту Госторгинспекции необходимую информацию и т.д.

В соответствии с положением о Федеральной службе по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 1 июня 1998 года № 537, ее основными задачами являются: проведение государственной политики, направленной на предотвращение несостоятельности (банкротства) предприятий; представление интересов государства при решении вопросов, связанных с возбуждением производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятий и принятием решений о проведении санации государственных предприятий; организация работы по созданию нормативной и методической базы в целях реализации процессов, вытекающих из применения Закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)»; оказание помощи предприятиям, имеющим признаки несостоятельности (банкротства); организация работы по привлечению отечественных и зарубежных инвесторов для участия в финансировании реорганизационных процедур.

Федеральная служба в соответствии с возложенными на нее задачами:

- совместно с центральными органами федеральной исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов федерации обеспечивает проведение государственной политики, направленной на предотвращение несостоятельности (банкротства) предприятий;

- выступает уполномоченным представителем собственника государственного предприятия в случаях, когда процедурами, применяемыми к предприятию-должнику, предусматривается участие собственника предприятия-должника;

- анализирует совместно с Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, другими заинтересованными министерствами и ведомствами экономическое состояние и финансовое положение предприятий, имеющих признаки несостоятельности (банкротства), и подготавливает рекомендации по их устранению;

- на основании предложений органов, уполномоченных управлять государственным имуществом, или руководящих органов государственных предприятий принимает решение о направлении предприятием-должником в арбитражный суд заявления о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве);

- ведет учет неплатежеспособных предприятий;

- совместно с соответствующими комитетами по управлению имуществом участвует в приватизации неплатежеспособных государственных предприятий;

- рассматривает обращения и предложения заинтересованных лиц по вопросам, связанным с применением реорганизационных процедур в отношении государственных предприятий;

- осуществляет руководство территориальными органами федерального управления.

Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) граждан, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц, являющихся коммерческими организациями (за исключением казенных предприятий), некоммерческих организаций, действующих в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, регулируются федеральным Законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 года.

 

2008-09-08 23:33:02 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
Яндекс.Метрика