Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Защита прав потребителей

Предписания Федерального антимонопольного органа (его территориальных органов), постановления о наложении штрафов могут быть полностью или частично обжалованы заинтересованными лицами в арбитражный суд в течение шести месяцев со дня их вынесения.

Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) вправе предъявлять иски в суды о признании действий продавцов (изготовителей, исполнителей) или организаций, выполняющих функции продавцов (изготовителей) на основании договоров с ними, противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий.

Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей, освобождается от уплаты государственной пошлины.

Федеральный антимонопольный орган образует в субъектах федерации свои территориальные управления. Их полномочия не могут превышать полномочий федерального антимонопольного органа. Они определены в Положении о территориальном управлении Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (утверждено Приказом ГКАП от 13 ноября 1995 г. № 146). Согласно этому Положению территориальные управления ГАК РФ осуществляют проведение единой государственной антимонопольной политики, защиту прав потребителей, пресечение недобросовестной конкуренции, а также контроль за рекламной деятельностью и пресечение недобросовестной рекламы. Они действуют на территории одного или нескольких субъектов РФ.

В Положении подробно прописаны методы и формы осуществления территориальным управлением своих функций.

Территориальное управление вправе:

- направлять в ГАК РФ предложения по совершенствованию соответствующего законодательства, практики его применения;

- направлять обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении принятых неправомерных актов, о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, а также о расторжении или изменении заключенных соглашений, противоречащих антимонопольному законодательству;

- вносить в органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления на территории деятельности территориального управления предложения о введении или отмене лицензирования и квот, а также о предоставлении льгот, льготных кредитов и иных видов государственной поддержки;

- осуществлять полномочия, предусмотренные Законом РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»;

- направлять нарушителям антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, о защите прав потребителей предписания о прекращении этих нарушений и т. п.;

- принимать решения о наложении штрафов за названные нарушения, административных взысканий;

- устанавливать наличие доминирующего положения хозяйствующих субъектов на соответствующих товарных рынках;

- принимать решения о полном или частичном приостановлении рекламной деятельности в случае, если контрреклама не осуществлена нарушителем в установленный территориальным управлением срок;

- направлять материалы о нарушениях законодательства о рекламе в органы, выдавшие лицензию, для решения вопроса о приостановлении или досрочном аннулировании лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности;

- обращаться в суд, арбитражный суд с исками и заявлениями, участвовать при рассмотрении в суде или арбитражном суде дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства, законодательства о защите прав потребителей и законодательства о рекламе;

- направлять в соответствующие правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, связанных с нарушением антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе;

- осуществлять иные полномочия, предоставляемые ему федеральным антимонопольным органом в пределах его полномочий.

Сотрудники, уполномоченные территориальным управлением, в целях выполнения возложенных на них функций имеют право беспрепятственного доступа в органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, в организации, объединения, а также ознакомления с необходимыми документами на основании письменного запроса.

Совместным письмом ГАК РФ и Генеральной прокуратуры РФ от 28 августа 1995 года территориальным управлениям вменено в обязанность в недельный срок направлять в органы прокуратуры для правовой оценки и принятия процессуального решения материалы о нарушении требований к безопасности товаров (работ, услуг), а также других нарушениях законодательства. Прокурор, следователь уведомляют территориальное управление ГАК РФ о принятом решении в 10-дневный срок. В этот же срок территориальное управление рассматривает полученный из прокуратуры материал и информирует ее о принятом решении.

Приказом ГАК РФ от 4 апреля 1996 г. № 42 утверждено Положение о порядке рассмотрения Комитетом и его территориальными управлениями дел о нарушениях законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей. Согласно

Положению дела о нарушениях законодательства о защите прав потребителей рассматриваются соответствующим территориальным управлением по месту нахождения продавца (изготовителя, исполнителя), в отношении которого возбуждено дело, за исключением случаев, когда дело принимается к рассмотрению ГАК РФ, который вправе принять к рассмотрению любое дело.

Для рассмотрения дела организуется соответствующая комиссия из должностных лиц и специалистов ГАК или его территориального управления. Решение вопроса о возбуждении дела принимает председатель комиссии. Основанием для возбуждения дела могут быть заявления (иные материалы) общественных объединений потребителей, их ассоциаций (союзов), федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, потребителей, депутатов, а также представление прокурора и акты проверок продавцов (изготовителей, исполнителей) ГАК РФ (его территориальными управлениями).

Дела о нарушениях законодательства о защите прав потребителей рассматриваются в месячный срок с момента вынесения определения о возбуждении дела. О времени и месте рассмотрения дела извещают продавца (изготовителя, исполнителя), в отношении которого возбуждено дело, других лиц, привлекаемых к участию в деле (заинтересованных лиц).

Дела рассматриваются в присутствии представителей продавца (изготовителя, исполнителя) и с участием заинтересованных лиц, в отсутствие представителей продавца (изготовителя, исполнителя) дело рассматривается, если имеются данные, подтверждающие своевременное извещение продавца (изготовителя, исполнителя) о месте и времени рассмотрения дела (уведомление о вручении, отдельная квитанция), и если от него не поступило мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения дела.

В качестве заинтересованных лиц к участию в деле могут быть привлечены физические лица (российские и иностранные граждане, лица без гражданства) и юридические лица (организации, являющиеся самостоятельными субъектами гражданского оборота, отвечающие признакам юридического лица, сформулированным в статье 48 ГК РФ), на объем прав и обязанностей которых может повлиять решение комиссии.

В рассмотрении дела может принимать участие в качестве заинтересованного лица заявитель, а также потребитель, чьи права были нарушены. Комиссия не вправе рассматривать дело без участия заявителя и потребителя, если они настаивают на своем участии в рассмотрении дела. Неявка заинтересованных лиц не может препятствовать рассмотрению дела.

Решение комиссии выносится немедленно по окончании разбирательства дела. По особо сложным делам составление мотивированного решения может быть отложено на срок не более 3 дней, но резолютивную часть решения комиссия объявляет на том же заседании, на котором закончилось разбирательство дела.

Предписание подлежит добровольному исполнению продавцом (изготовителем, исполнителем) в срок, указанный в нем. Примерно такой же порядок предусмотрен для рассмотрения дел о наложении штрафов за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение законных предписаний ГАК РФ (территориальных управлений).

Поскольку антимонопольный орган не обладает полномочиями суда, он не может заставить нарушившую права потребителя организацию выплатить неустойку или возместить убытки. Если требования потребителя заключаются в том, чтобы продавец (исполнитель) выполнил какое-либо действие (например, заменил неисправный холодильник) или, наоборот, не совершал какое-либо действие, то уместно обратиться в ГАК РФ.

 

2008-09-08 23:33:02 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
Яндекс.Метрика