Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Защита прав потребителей

4.10. Регулирование оказания отдельных видов услуг


Последствия нарушения условий договоров об оказании отдельных видов услуг, если такие договоры по своему характеру не подпадают под действие главы 3 Закона «О защите прав потребителей», определяются законом.

Каждый день на рынке появляются новые формы услуг, которые не урегулированы законодательством. Примеров тому множество. Совсем недавно в нашу жизнь вошло ранее незнакомое слово «таймшер», и уже во многих городах России действуют фирмы, предоставляющие услуги по приобретению таймшера, и т.д.

Наличие в законе РФ «О защите прав потребителей» статьи «Регулирование оказания отдельных видов услуг» позволяет облегчить процедуру регулирования новых услуг, появляющихся на рынке и не подпадающих ни под одну из известных законодательству форм договоров. Эта норма Закона позволяет при необходимости устранить пробел в законодательстве, не внося изменений в Гражданский кодекс РФ и Закон РФ «О защите прав потребителей», а приняв новый законодательный акт. Примером может служить принятие в ноябре 1996 г. Федерального закона «Об основах туристской деятельности», который установил особенности регулирования отношений при оказании потребителям туристических услуг.

Единственное правило, которое устанавливает законодатель, - регулирование отношений, не подпадающих под действие Закона РФ «О защите прав потребителей», может осуществляться только путем принятия федерального закона, т.е. никакие другие нормативные акты (например, постановления Правительства РФ) в данном случае приниматься не могут.

5. ГОСУДАРСТВЕННАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

5.1. Полномочия Федерального антимонопольного органа


С принятием Закона РФ «О защите прав потребителей» в России сложилась система органов, которые призваны осуществлять государственный контроль за соблюдением потребительского законодательства. Полномочия этих органов закрепляются в названном Законе.

Федеральный антимонопольный орган - это центральный орган исполнительной власти Российской Федерации, призванный проводить

государственную политику по развитию конкуренции, поддержке новых экономических структур, ограничению монополистической деятельности, пресечению недобросовестной конкуренции, защите прав потребителей.

В настоящее время таковым является Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации (ГАК РФ). В своей деятельности ГАК РФ руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, нормативными актами Президента и Правительства РФ.

Основными задачами ГАК РФ являются:

- содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства; предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

- государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, законодательства о защите прав потребителей.

Что может ГАК РФ?

Конкретные полномочия этого органа прописаны в Законах РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О рекламе» и «О защите прав потребителей».

Согласно статье 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» (в редакции Федерального закона №2 от 9 января 1996 г.) федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) направляет:

- предписания изготовителям (исполнителям, продавцам) о прекращении нарушения прав потребителей, в том числе о прекращении продажи товаров с истекшим сроком годности, а также о прекращении продажи товаров (выполнения работ), на которые должны быть установлены сроки годности или сроки службы, но не установлены, и о приостановлении продажи товаров (выполнении работ, оказании услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товаре (работе, услуге);

- материалы о нарушении прав потребителей в орган, выдавший лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о приостановлении действия данной лицензии или о ее досрочном аннулировании;

- материалы в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением предусмотренных законом прав потребителей.

Государственный антимонопольный комитет (его территориальные органы) в случаях обнаружения нарушений прав потребителей вправе обращаться в суд для их защиты, предъявлять иски в суды в интересах неопределенного круга потребителей, в том числе о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца) или о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя за неоднократное или грубое нарушение установленных Законом или иным правовым актом прав потребителей, а также предъявлять иски в арбитражные суды к индивидуальным предпринимателям о принудительном взыскании штрафов за уклонение от исполнения предписаний или за несвоевременное их исполнение.

Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) может быть привлечен судом к участию в процессе или вступить в процесс по своей инициативе для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.

Согласно статье 41 Закона РФ «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан по требованию Федерального антимонопольного органа (его территориальных органов) предоставлять в установленный им срок достоверные документы, объяснения в письменной и устной формах и иную информацию, необходимую для осуществления Федеральным антимонопольным органом (его территориальными органами) полномочий, предусмотренных Законом РФ «О защите прав потребителей».

Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) вправе, согласно статье 43 Закона, налагать штраф на изготовителя (исполнителя, продавца) за уклонение от исполнения или за несвоевременное исполнение его законных предписаний о прекращении нарушений прав потребителей в размере до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда (размер минимального оклада установлен федеральным законом).

Штраф налагается должностным лицом Федерального антимонопольного органа (его территориального органа). Размер штрафа определяется в каждом конкретном случае с учетом размера причиненного ущерба и иных обстоятельств (например, последствий уклонения от предписания, степени вины продавца, изготовителя, исполнителя и т. д.).

Штрафы, налагаемые на изготовителей (исполнителей, продавцов), за исключением штрафа на индивидуального предпринимателя, взыскиваются в безакцептном порядке в тридцатидневный срок со дня вынесения соответствующих решений о взыскании штрафов.

Штрафы, наложенные на индивидуальных предпринимателей, уплачиваются ими в тридцатидневный срок со дня получения соответствующих решений о наложении штрафов. При уклонении индивидуальных предпринимателей от уплаты штрафа в установленный срок или при неуплате штрафа в полном размере Федеральный антимонопольный орган вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с индивидуальных предпринимателей соответствующих сумм штрафов, а также пени в размере одного процента налагаемой суммы штрафа или его неуплаченной части за каждый день просрочки. Суммы штрафов направляются в федеральный бюджет.

 

2008-09-08 23:33:02 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
Яндекс.Метрика