Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Защита прав потребителей

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНА «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ»


Закон «О защите прав потребителей» (в ред. Федерального закона от 9 января 1996 года) регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями (исполнителями, продавцами) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Основные понятия, используемые в Законе:

потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли;

изготовитель - организация, независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям;

исполнитель - организация, независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;

продавец - организация, независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи;

стандарт - государственный стандарт, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг);

недостаток товара (работы, услуги) - несоответствие товара (работы, услуги) стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям к качеству товара (работы, услуги);

существенный недостаток товара (работы, услуги) - недостаток, который делает невозможным или недопустимым использование товара (работы, услуги) в соответствии с его целевым назначением либо который не может быть устранен, либо который проявляется вновь после устранения, либо для устранения которого требуются большие затраты, либо вследствие которого потребитель в значительной степени лишается того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора;

безопасность товара (работы, услуги) - безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).

Рассмотрим наиболее важные из этих понятий.

Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.

Из этого определения следует, что Закон применяется лишь к тем отношениям, одной из сторон которых является физическое лицо. При этом Закон не делает различий между правами граждан Российской Федерации, иностранцев и лиц без гражданства. Если же товары или услуги приобретаются юридическим лицом, то в этом случае применяются общие нормы гражданского законодательства. Столь разный подход к защите прав граждан и юридических лиц объясняется тем, что интересы предприятия всегда защищают профессионалы (юристы, экономисты и т.д.). Потребитель, как правило, такой профессиональной поддержки не имеет и вынужден защищать свои права самостоятельно. Поэтому государство принимает на себя обязанности отстаивать интересы потребителей путем принятия специального законодательства, создания специализированных органов, призванных осуществлять контроль за соблюдением этого законодательства, и т.д.

Потребителем признается как гражданин, который уже приобрел товар (работу или услугу) и использует ее, так и тот, который только собирается это сделать. Это означает, что, обратившись к продавцу с просьбой показать вам товар и рассказать о его свойствах, вы уже являетесь потребителем. Отказ продавца в данной ситуации может расцениваться как нарушение Закона.

Закон считает потребителем не только гражданина, который приобретает товар (услугу), но и того, кто непосредственно этим товаром (услугой) пользуется, например, если этот товар ему был подарен. Если фирма приобретает своим сотрудникам туристические путевки, формально покупателем услуги является юридическое лицо, взаимоотношения которого с услугодателем строятся на основе гражданского законодательства. Однако пользуются услугой сотрудники фирмы (физические лица), а их права защищаются законодательством о защите прав потребителей.

В соответствии с Законом гражданин только тогда является потребителем, когда приобретает товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд. Такая формулировка допускала различные толкования и на практике зачастую приводила к спорам о правомерности применения Закона в той или иной ситуации. В законодательстве до принятия нового Гражданского кодекса (п.1 ст. 492 ГК) не было определено, что такое личные (бытовые) нужды. Понятием «личные (бытовые) нужды» охватывается очень широкий круг отношений, поэтому новая редакция Закона устанавливает, что отношения с участием граждан регулируются Законом лишь тогда, когда товары (работы, услуги) приобретаются для личных нужд, не связанных с извлечением прибыли. Но и в такой формулировке заложена определенная опасность для потребителей. С экономической точки зрения прибыль - это разница между доходами и расходами, т.е. практически любая денежная сумма, полученная гражданином, в том числе и его заработная плата, может быть классифицирована как прибыль. Однако понятие «прибыль» встречается лишь в налоговом законодательстве применительно к налогообложению юридических лиц (п. 1 ст. 2 ГК). Налогообложение граждан связывается с термином «доход». Таким образом, при формальном подходе личных нужд, связанных с извлечением прибыли, вообще не существует.

Другая сторона во взаимоотношениях с потребителями - это продавец (изготовитель, исполнитель). В соответствии с Законом им является организация (независимо от формы собственности), а также индивидуальный предприниматель, который производит для реализации потребителям товары или реализует их потребителям по договорам купли-продажи либо выполняет для них по возмездному договору работы или оказывает услуги.

В отличие от прежней редакции Закона, где изготовителем (исполнителем, продавцом) признавались лишь субъекты предпринимательской деятельности, в новой редакции оговорено, что отношения между гражданами и любыми организациями (независимо от формы собственности) регулируются законодательством о защите прав потребителей. Это означает, что Закон применим и к отношениям с участием государственных предприятий, если эти предприятия оказывают потребителям услуги или продают им товары.

Изготовителем (продавцом, исполнителем) может выступать и индивидуальный предприниматель, поскольку в силу п.1 ст.23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. На него возлагаются те же обязательства по отношению к потребителям, что и на организации. Если же гражданин в нарушение требований законодательства осуществляет предпринимательскую деятельность без государственной регистрации, суд вправе возложить на него обязательства, вытекающие из Закона РФ «О защите прав потребителей».

Организация признается изготовителем лишь в том случае, если она производит товары для реализации их потребителям. Если же предприятие не имеет намерения реализовывать производимый товар гражданам-потребителям, действие настоящего Закона на него не распространяется. Например, гражданин приобретает швейную машину, предназначенную для использования на производстве, о чем сделана специальная запись в инструкции по эксплуатации. Поскольку изготовитель не предполагал, что машиной будут пользоваться в быту, то взаимоотношения с покупателем этой машины будут строиться на основе положений общегражданского законодательства.

 

2008-09-08 23:33:02 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
Яндекс.Метрика