Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Защита прав потребителей

4.3. Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги)


Законом предусмотрены различные правовые последствия нарушения исполнителем требований, предъявляемых к качеству работ (услуг). Эти требования установлены ст. 4 Закона: исполнитель обязан выполнить работу (оказать услугу), качество которой соответствует условиям договора. Если в договоре такие условия отсутствуют, исполнитель обязан выполнить работу (оказать услугу), результат которой соответствовал бы целям, для достижения которых обычно используется работа (услуга) такого рода. В тех случаях, когда обязательные требования к качеству работ (или услуг) предусмотрены стандартами, исполнитель обязан выполнить работу (оказать услугу), соответствующую требованиям стандартов, например, качество любого строения должно соответствовать строительным нормам и правилам. Потребитель при обнаружении недостатков в выполненной работе (оказанной услуге) во время ее приемки или во время ее использования вправе по своему выбору потребовать от исполнителя:

- безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);

- соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);

- безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы;

- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Под недостатком работы (услуги) Закон подразумевает несоответствие работы (услуги) требованиям, предъявляемым к качеству. Если подрядчик сдает построенный им дом с недоделками (не застеклены окна, не установлена охранная сигнализация и т.д.), то с точки зрения Закона эти недоделки не являются недостатками, так как не касаются качества выполненной работы. Ответственность подрядчика в этом случае наступает за нарушение сроков выполняемой работы, т.е. под недостатком нужно понимать только несоответствие качества выполненных работ стандартам, условиям договора и обычно предъявляемым требованиям.

Последствия нарушения требований к качеству выполненных работ (оказанных услуг) и права, предоставляемые потребителю в случае обнаружения недостатков в выполненной работе, сходны с последствиями и правами при продаже товаров ненадлежащего качества.

Требования о безвозмездном изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы обусловлены спецификой возникающих при оказании услуг (выполнении работ) отношений.

Предъявляя требование об устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или повторном выполнении работы, потребитель может одновременно потребовать от исполнителя уменьшения цены выполненной работы.

4.4. Сроки устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги), сроки удовлетворения отдельных требований потребителя


Все предусмотренные законодательством требования к качеству работ (услуг) могут быть предъявлены потребителем при принятии выполненной работы (оказанной услуги) или в ходе ее выполнения, только требования по поводу скрытых недостатков выполненной работы, которые невозможно было обнаружить при ее принятии, могут предъявляться позднее: в течение гарантийного срока, а если он не установлен - в течение 6 месяцев со дня принятия работы (в отношении строений и иного недвижимого имущества - в течение 2 лет).

В том случае, если недостаток можно классифицировать как существенный и допущен он по вине исполнителя, потребитель вправе предъявить требование о безвозмездном устранении такого недостатка и по истечении гарантийного срока. Это требование может быть предъявлено в течение срока службы выполненной работы или в течение 10 лет со дня принятия работы, если срок службы не установлен. Исполнитель должен своевременно удовлетворить такое требование, в противном случае потребитель вправе потребовать уменьшения цены за выполненную работу либо возмещения расходов по устранению существенного недостатка своими силами или третьими лицами, либо расторжения договора и возмещения убытков (т.е. кроме повторного выполнения работы и изготовления другой вещи из однородного материала).

Недостатки, обнаруженные в ходе выполнения работы (оказания услуги), должны быть устранены в срок, который назначает сам потребитель. Если недостатки обнаружены после выполнения работы (оказания услуги), исполнитель обязан их устранить в течение 20 дней с момента предъявления соответствующего требования. Договором (соглашением сторон) или правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) могут быть установлены иные сроки устранения недостатков (но не более 20 дней, как предусмотрено Законом). Назначенный потребителем срок должен быть указан в договоре или ином документе, который подписывается сторонами. За нарушение сроков устранения недостатков, назначенных потребителем, установленных договором или правилами, исполнитель уплачивает за каждый день просрочки неустойку, которая исчисляется по правилам, изложенным выше. Помимо этого потребитель вправе предъявить исполнителю любые другие требования, указанные в Законе.

В случае нарушения сроков устранения недостатков потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать от исполнителя полного возмещения убытков. Одностороннее расторжение договора потребителем возможно и по иным основаниям, предусмотренным Законом: при обнаружении в выполненной работе (оказанной услуге) существенных недостатков или существенных отступлений от условий договора. В этом случае потребитель также вправе требовать полного возмещения убытков.

Таким образом, в отличие от правоотношений купли-продажи при обнаружении недостатков в выполненной работе (оказанной услуге) потребитель вправе потребовать расторжения договора с полным возмещением убытков только в том случае, если обнаруженный недостаток является существенным, если исполнителем допущено существенное отступление от условий договора или несвоевременное устранение обнаруженных недостатков.

Как уже упоминалось, отношения в области защиты прав потребителей регулируются не только Законом, но и Гражданским кодексом РФ и другими правовыми актами. В частности, в ГК РФ содержатся нормы, регулирующие правоотношения, возникающие при заключении договора бытового подряда, который в соответствии со ст. 730 ГК РФ заключается для выполнения по заданию гражданина (заказчика) определенной работы, предназначенной удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика.

Ст. 737 ГК РФ устанавливает, что требование о безвозмездном устранении недостатков результата работы (выполненной по договору бытового подряда), которые могут представлять опасность для жизни или здоровья заказчика и других лиц, может быть предъявлено заказчиком или его правопреемником в течение 10 лет с момента принятия результата работы. Такое требование может быть предъявлено независимо оттого, когда обнаружены эти недостатки, в том числе при обнаружении их по окончании гарантийного срока. При невыполнении подрядчиком указанного требования заказчик вправе в течение того же срока потребовать либо возврата части денежных средств, уплаченных за работу, либо возмещения расходов, понесенных в связи с устранением недостатков своими силами или с помощью третьих лиц.

В ГК РФ ничего не сказано о сроках, в которые должны удовлетворяться предъявляемые потребителем требования об устранении недостатков, представляющих опасность для его жизни и здоровья, однако в соответствии со ст. 730 ГК РФ, устанавливающей, что к отношениям по договору бытового подряда, неурегулированным Кодексом, применяются Законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними, в данном случае должны применяться сроки и санкция за их нарушение в форме неустойки, предусмотренные ст. 30 Закона.

Кроме сроков устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги) Законом предусмотрены сроки удовлетворения иных требований потребителя. Так, для удовлетворения требований, связанных с денежными выплатами со стороны исполнителя (уменьшение цены за выполненную работу, возмещение расходов по устранению недостатков работы третьими лицами или своими силами, возмещение убытков при расторжении договора), предусмотрен десятидневный срок. Безвозмездное изготовление другой вещи из однородного материала и повторное выполнение работы (оказание услуги) подлежат исполнению в срок, установленный для срочного выполнения работы (оказания услуги), а если такой срок не установлен - в срок, установленный договором, который был исполнен ненадлежащим образом. За нарушение этих сроков исполнитель уплачивает неустойку, потребитель также вправе предъявить исполнителю иные требования, указанные в соответствующих статьях.

 

2008-09-08 23:33:02 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
Яндекс.Метрика