Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Защита прав потребителей

4.2. Последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг)


Как правило, при возникновении конфликтов во взаимоотношениях между исполнителем и потребителем речь идет не о досрочном исполнении, а о просрочке выполнения заказанных работ (услуг). В таких ситуациях Закон наделяет потребителя достаточно широкими правами и предусматривает жесткие санкции по отношению к исполнителю. Так, последний несет ответственность не только в случае реальной просрочки исполнения, т.е. невыполнения работы (неоказания услуги) в установленный срок или при нарушении срока начала выполнения работы (оказания услуги), но и когда во время выполнения работы (оказания услуги) стало очевидным, что она не будет завершена в срок.

Основание возникновения ответственности исполнителя по признаку очевидности Закон не определяет, так как не указывает, кто должен определить, что на каком-то этапе выполнения работы (оказания услуги) получение конечного результата в установленный срок стало невозможным.

Видимо, сам потребитель. Но Законом установлена презумпция (предположение) отсутствия у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работ, услуг), т.е. потребитель не является специалистом, поэтому его оценка перспективы развития событий и возможностей исполнителя (изготовителя) может быть необъективной. Например, в случае, если срок начала выполнения работы (оказания услуги) не определен, а исполнитель по каким-либо причинам не приступает к ее выполнению, у потребителя может сложиться впечатление, что даже если исполнитель и приступит к работе в ближайшее время, к установленному сроку она выполнена не будет. Потребитель воспользуется предоставленными ему Законом правами - и нормальные отношения сторон перерастут в конфликт, выйти из которого без потерь исполнитель не сможет. Кроме того, потребитель в такой ситуации вправе использовать п.2 ст.405 ГК РФ, устанавливающий, что если вследствие просрочки должника (исполнителя) исполнение утратило интерес для кредитора (потребителя), он может отказаться от принятия исполнения и требовать возмещения убытков.

В таких случаях потребителю необходимо обращаться за помощью к незаинтересованным (независимым) специалистам (экспертам).

При нарушении исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг) потребитель может по своему выбору воспользоваться одним из перечисленных ниже прав. Закон устанавливает два возможных варианта поведения потребителя в случае просрочки исполнителем выполнения своих обязанностей.

Потребитель может, несмотря на просрочку, продолжить свои отношения с исполнителем. В этом случае он может:

- назначить исполнителю новый срок начала и (или) окончания работы (оказания услуги) и потребовать уменьшения цены выполняемой работы (услуги);

- потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги) без назначения новых сроков.

Назначенные потребителем новые сроки необходимо указать либо в самом договоре, либо в приложении к договору (дополнительном соглашении сторон), либо в ином документе, подтверждающем заключение договора. Такое одностороннее назначение потребителем новых сроков должно быть обязательно подтверждено подписями обеих сторон в указанных документах. Если исполнитель допустит нарушение новых сроков, потребитель вправе снова предъявить любое из указанных в Законе требований.

Размер уменьшения цены за выполненные работы законодатель предлагает рассчитывать по аналогии с расчетами, производимыми в случае приобретения потребителем товара ненадлежащего качества. Требование об уменьшении покупной цены товара потребитель предъявляет продавцу, у которого товар был приобретен (п. 2 ст. 18 Закона). Размер уменьшения покупной цены товара определяется продавцом или предприятиями, указанными в ст. 18 Закона. Результаты проведенной продавцом уценки потребитель вправе оспорить в суде. Следовательно, и размер уменьшения цены за выполненные работы (оказанные услуги) определяет исполнитель. Если размер выплат по каким-либо причинам не устраивает потребителя, последний вправе оспорить его в суде.

Решение о продолжении или прекращении работы целиком зависит от воли и желания потребителя. Например, если подрядчик доставил строительные материалы на участок заказчика с опозданием, потому что его подвел поставщик (что не является форс-мажорным обстоятельством и не освобождает от ответственности за просрочку), но готов немедленно начать строительство, потребителю вряд ли стоит отказываться от его услуг. Если же просрочка начала или окончания работы произошла по вине исполнителя, то потребитель может:

- поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную плату или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;

- расторгнуть договор о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, причиненных нарушением сроков начала и (или) окончания работы (услуги).

Оба эти требования предполагают прекращение правоотношений потребителя и исполнителя по поводу выполнения заказанной работы (услуги), так как поручение работы третьим лицам фактически означает расторжение первоначального договора. Третьим лицом может быть любая организация или индивидуальный предприниматель, оказывающий услуги или выполняющий работы, аналогичные тем, что выполняет первоначальный исполнитель. Расходы, понесенные потребителем в случае передачи работы другому лицу, взыскиваются с первоначального исполнителя, нарушившего срок выполнения работы (оказания услуги). Если потребитель не оплачивал работу первоначального исполнителя, то тот обязан возместить все расходы, связанные с оплатой работы третьего лица. В том случае, когда вознаграждение первоначальным исполнителем получено, он должен полностью возвратить его потребителю. Если размер затрат потребителя на выполнение работы третьим лицом превышает размер полученного первоначальным исполнителем вознаграждения, то исполнитель обязан не только полностью возвратить полученную сумму денег, но и покрыть расходы потребителя, превышающие эту сумму. Такое превышение не должно быть слишком большим. Заключая новый договор с третьим лицом, потребитель должен исходить из того размера вознаграждения, который он обязался выплатить или выплатил первоначальному исполнителю (разумная цена). Если заказчик (потребитель) заключил с исполнителем договор подряда на строительство дачного дома и стоимость работ составила 20 тыс. рублей, а вследствие просрочки подрядчика поручает выполнение работы третьему лицу за 50 тыс. рублей, то такую цену вряд ли можно назвать разумной.

При расторжении договора с просрочившим исполнителем потребитель должен уведомить его о своем решении. Если исполнитель отказывается расторгнуть договор или просто не отвечает на предложение потребителя в срок, указанный в самом предложении (при его отсутствии - в тридцатидневный срок), потребитель вправе обратиться в суд с требованием о принудительном расторжении договора.

При расторжении договора о выполнении работы (оказании услуги) исполнитель не вправе требовать возмещения своих затрат, а также платы за уже выполненную работу (оказанную услугу). Однако из этого правила могут быть исключения. Порядок расчетов между потребителем и исполнителем в таких случаях устанавливается Правилами выполнения отдельных видов работ (оказания услуг).

В том случае, если потребитель решит принять часть выполненной работы (оказанной услуги) у исполнителя, расходы исполнителя на ее выполнение, независимо от факта расторжения договора, подлежат оплате.

Кроме возмещения убытков, вызванных нарушением сроков начала и окончания работ, Закон предусматривает ответственность просрочившего исполнителя в форме неустойки. В случае нарушения сроков, установленных Правилами выполнения отдельных видов работ или договором, а также новых сроков, назначенных в соответствии с Законом, исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (а если срок определен в часах - за каждый час) просрочки неустойку в размере 3% от цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором отдельно не определена - общей цены заказа договора). Размер неустойки может быть увеличен соглашением сторон. Такое соглашение должно быть обязательно заключено в письменной форме, иначе оно не будет иметь силы.

Неустойка взыскивается со дня (часа), следующего за днем (часом), к которому исполнитель должен был начать или выполнить работу, и прекращается началом или окончанием исполнения работы (оказания услуги) либо предъявлением потребителем иных требований, предусмотренных Законом.

Сумма неустойки, в отличие от неустойки, взыскиваемой с продавца (изготовителя) в случае просрочки им удовлетворения требования потребителя о замене или ремонте товара с недостатками, ограничена по размеру. Она не может превышать цены работы (услуги), а если цена работы (услуги) отдельно не определена - общей цены договора (заказа).

Размер неустойки определяется исходя из цены работы (услуги) или договора (заказа), сложившейся в том месте, где требование потребителя должно было быть удовлетворено в день добровольной выплаты или в день вынесения судебного решения.

Исполнитель должен выплатить потребителю неустойку и возместить убытки добровольно, независимо оттого, предъявлял ли потребитель соответствующее требование или нет. При этом убытки возмещаются потребителю в полной сумме сверх неустойки, установленной Законом или договором. Если исполнитель отказывается от добровольной выплаты неустойки и убытков, то эти требования удовлетворяются через суд.

При нарушении сроков выполнения работы (оказания услуги) Закон освобождает исполнителя от удовлетворения требований потребителя только в двух случаях: если нарушение сроков выполнения работы произошло по вине самого потребителя либо вследствие действия непреодолимой силы (например, разрушение построенного здания вследствие землетрясения). При этом исполнитель должен предъявить доказательства, подтверждающие его невиновность.

 

2008-09-08 23:33:02 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
Яндекс.Метрика