Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Защита прав потребителей

3.8. Предоставление аналогичного товара в безвозмездное пользование


В соответствии с п.2 ст.20, п.1 ст.21 Закона на время устранения недостатков или замены товаров длительного пользования по требованию потребителя ему должен быть предоставлен аналогичный товар в безвозмездное пользование с бесплатной доставкой. Из этого правила есть исключение. Правительством РФ устанавливается перечень товаров длительного пользования, на которые это требование не распространяется. До установления нового перечня действует перечень, ранее утвержденный Правительством РФ за № 995, согласно которому требование о безвозмездном предоставлении товара в пользование на время ремонта не распространяется на следующие товары:

- автотранспортные средства (кроме автомототранспортных средств, приобретенных инвалидами с разрешения органов социальной защиты населения РФ);

- мебель;

- электробритвы;

- электрофены;

- злектрощипцы для завивки волос;

- медицинские электрорефлекторы;

- электрогрелки, электробинты, электропледы, электроодеяла;

- электробытовые приборы, используемые для термической обработки продуктов и приготовления пищи (бытовые печи СВЧ, электропечи, тостеры, электрокипятильники, электрочайники, электроподогреватели детского питания и др.).

Требование о предоставлении товара в безвозмездное пользование на время ремонта или замены товара с недостатками должно быть удовлетворено в течение 7 дней (ст.20 Закона). Этот срок начинается с момента предъявления требований потребителя о предоставлении аналогичного товара в пользование на время ремонта или замены. Автоматически обязанность предоставления аналогичного товара в пользование ни у продавца, ни у изготовителя не возникает.

3.9. Кто обязан осуществлять доставку товара


При предоставлении на время ремонта или замены потребителю аналогичного товара в пользование доставку такого товара во всех случаях осуществляет продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя) (п.2 ст.20, п. 1 ст.21 Закона). Доставка малогабаритных товаров и товаров весом 5 и менее килограммов для ремонта, уценки, замены и возврат их осуществляются потребителем.

В соответствии с п.6 ст.18 Закона доставка крупногабаритных товаров или товаром весом более 5 кг для ремонта, уценки, замены и возврат их потребителю осуществляются силами и за счет продавца (изготовителя) или организации, выполняющей функции продавца (изготовителя).

При расторжении договора купли-продажи либо возврате товара изготовителю обязанность продавца (изготовителя) или организации, выполняющей функции продавца (изготовителя), доставлять товар Законом не установлена. Очевидно, в этом случае потребитель обязан сам осуществить доставку товара. При этом продавец (организация, выполняющая его функции) обязан возместить расходы по доставке товара, так как эти расходы являются составной частью убытков, которые продавец обязан возместить при расторжении договора покупателю. А изготовитель (организация, выполняющая его функции) не обязан ни доставлять товар своими силами, ни возмещать расходы на доставку, так как это не предусмотрено Законом.

3.10 Ответственность продавца (изготовителя) за просрочку выполнения требований потребителя


В соответствии со ст.23 Закона за каждый день просрочки выполнения требований потребителя об устранении недостатков товара, о возмещении расходов на исправление недостатков, о соразмерном уменьшении покупной цены, о замене товара с недостатками, о возмещении убытков в связи с расторжением договора купли-продажи (возвратом товара изготовителю), о предоставлении товара в пользование на время ремонта или замены продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, обязаны уплатить потребителю неустойку в размере 1 % от цены товара.

Исходя из какой цены товара исчисляется неустойка?

Если требование потребителя, за просрочку удовлетворения которого предусмотрена неустойка, удовлетворено добровольно, но с просрочкой, то неустойка за эту просрочку исчисляется исходя из цены товара в день удовлетворения требования, существовавшей в том месте, где требование было удовлетворено. Например, 01.02.96 потребителем было заявлено требование о замене товара. В соответствии со ст.21 Закона это требование должно быть удовлетворено в течение 20 дней, т.е. не позднее 21.02.96. Требование потребителя было удовлетворено 01.03.96, следовательно, просрочка замены товара составила 8 дней (с 21.02.96 по 01.03.96). Потребителю должна быть уплачена неустойка в размере 8 % от цены товара по состоянию на 01.03.96, существовавшей в том месте, где требование потребителя должно было быть удовлетворено. В данном случае под местом удовлетворения требования подразумевается тот населенный пункт, где потребитель должен был получить представленный для замены товар. Согласно п.6 ст.18 Закона - по месту жительства потребителя, если товар крупногабаритный или весит более 5 кг, либо по месту нахождения организации, предоставившей товар для замены (продавца, изготовителя или организации, выполняющей их функции на основании договора), если товар некрупногабаритный и весит 5 или менее килограммов.

Если требование потребителя добровольно удовлетворено не было, то неустойка исчисляется исходя из цены товара на момент вынесения решения суда, существующей в той местности, где требование должно было быть удовлетворено. В соответствии с п.5 ст.13 Закона требования потребителя об уплате неустойки подлежат удовлетворению в добровольном порядке. Но если потребитель не предъявил требование об уплате неустойки в досудебном порядке, он не лишен возможности обратиться в суд с требованием о принудительном взыскании неустойки. Это требование может быть заявлено как самостоятельно, так и вместе с другими требованиями (о возмещении убытков, замене товара и т.д.).

Неустойка за просрочку исполнения требований потребителя взыскивается за весь период просрочки, т.е. до дня реального удовлетворения требований потребителя. Довольно часто в практике случаются ситуации, когда продавец, на которого судебным решением возложена обязанность заменить некачественный товар, в течение длительного времени уклоняется от исполнения этого решения. В этом случае потребитель, после того как получит новый товар, вправе вновь обратиться в суд с иском о взыскании с ответчика неустойки за тот период, который не был учтен в судебном решении. Так, Тимирязевский суд г. Москвы в 1995г. рассмотрел дело по иску К. к заводу ГАЗ о замене автомобиля. Реально решение было исполнено более чем через 300 дней после его вынесения. После получения нового автомобиля К. обратился в суд с новым иском, в котором требовал взыскать с завода неустойку за те 300 дней, которые не вошли в расчеты при первом рассмотрении дела. Суд удовлетворил исковые требования и взыскал неустойку.

При рассмотрении исковых требований о взыскании неустойки, предусмотренной Законом РФ «О защите прав потребителей», суд на основании ст. 333 ГК РФ вправе уменьшить неустойку, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства. Понятие «явно несоразмерна» законодательством не определено. Поэтому у суда имеются широкие полномочия для уменьшения размера неустойки. Потребитель в обоснование соответствия размера неустойки последствиям нарушения обязательств перед ним может привести следующий довод. Закон, устанавливая ответственность за просрочку удовлетворения требований потребителя в виде уплаты неустойки в размере 1% цены товара за каждый день просрочки, дает основание считать, что неустойка в размере 1% цены товара соразмерна одному дню просрочки выполнения требования, предусмотренного ст. 18 Закона. Следовательно, неустойка в размере 10 % цены товара соразмерна такому последствию нарушения обязательства перед потребителем, как 10-дневная просрочка замены товара (ремонта, уменьшения покупной цены и т.д.). Неустойка в размере 500 % цены товара соразмерна 500-дневной просрочке.

 

2008-09-08 23:33:02 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
Яндекс.Метрика