Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Защита прав потребителей

Итак, потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

- безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их устранение потребителем или третьим лицом;

- соразмерного уменьшения покупной цены;

- замены на товар аналогичной модели (марки, артикула);

- замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

- расторжения договора купли-продажи.

Потребитель сам выбирает, каким именно из вышеперечисленных прав он воспользуется в возникшей ситуации. Из этого правила есть три исключения.

Первое исключение. В отношении технически сложных товаров при отсутствии существенных недостатков потребитель вправе предъявить не все перечисленные требования, а лишь требования о безвозмездном устранении недостатков или возмещении расходов на устранение недостатков, а также о соразмерном уменьшении покупной цены. Остальные требования потребитель вправе предъявить только при обнаружении в товаре существенных недостатков. Перечень таких товаров был утвержден Правительством Российской Федерации 13 мая 1997 г. В него вошли:

- автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним;

- мотоциклы, мотороллеры;

- снегоходы;

- катера, яхты, лодочные моторы;

- холодильники и морозильники;

- стиральные машины автоматические;

- персональные компьютеры с основными периферийными устройствами;

- тракторы сельскохозяйственные, мотоблоки, мотокультиваторы.

Второе исключение. В отношении товаров, закупленных продавцом по договору комиссии для последующей реализации потребителям, требования потребителя об устранении недостатков товара или возмещении расходов на исправление недостатков и о замене товара на товар аналогичной марки (модели, артикула) удовлетворяются только с согласия продавца. Это объясняется тем, что в комиссионном магазине вещь может оказаться в единственном экземпляре и заменить ее продавцу будет нечем. Настаивать на удовлетворении этих требований потребитель не вправе, он может предъявить продавцу иные требования: о соразмерном уменьшении покупной цены, о замене товара на такой же товар другой марки (модели, артикула), о расторжении договора купли-продажи.

Третье исключение. По товарам, на которые установлены сроки годности, потребитель вправе предъявлять по своему выбору два требования: о замене товара или о возврате уплаченной за него суммы (п.4 ст.18 Закона). Эти требования потребитель вправе предъявить только продавцу товара и только в том случае, если недостатки обнаружены, когда срок годности товара еще не истек. Например, купленные консервы, срок хранения которых 6 месяцев, хранились в течение 3 месяцев. Открыв их, потребитель обнаружил, что консервы испортились. Так как срок годности еще не прошел, потребитель может предъявить претензии.

3.2. Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара


Закон ставит реализацию права потребителя на предъявление претензий по качеству товара в зависимость от сроков обнаружения недостатков в товаре. По общему правилу требования по поводу недостатков товара потребитель вправе предъявить, если недостатки товара обнаружены в течение гарантийных сроков или сроков годности, установленных изготовителем. Как мы уже говорили, гарантийные сроки устанавливаются изготовителем, как правило, на сложные технические товары, а сроки годности - на медикаменты, косметику или продукты питания.

Согласно ст.477 ГК РФ, если на товар не установлен гарантийный срок, то претензии продавцу могут быть предъявлены при обнаружении недостатков в разумные сроки, но не позднее 2 лет со дня передачи товара покупателю. Однако к отношениям с участием потребителей эта норма не применима. Согласно п.1 ст.477 ГК РФ установленные данной статьей сроки применяются в том случае, если иное не установлено законом или договором. А ст.19 Закона РФ «О защите прав потребителей» содержит положение, в соответствии с которым при отсутствии гарантийного срока потребитель имеет право предъявить претензию лишь в течение 6 месяцев с момента приобретения товара, а при приобретении недвижимости - в течение 2 лет со дня приобретения. К недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения (ст.130 ГК РФ).

Гарантийный срок может быть установлен и продавцом. Но этот срок не может быть меньше гарантийного срока, установленного на этот товар изготовителем, и шести месяцев, если изготовителем срок не установлен. При этом требования по истечении сроков, установленных изготовителем, но в период сроков, установленных продавцом, потребитель вправе предъявить только продавцу.

Законом не исключено право изготовителя устанавливать гарантийные сроки и сроки годности менее 6 месяцев. В этом случае и изготовитель, и продавец несут ответственность только в пределах этих (установленных изготовителем) сроков.

По истечении вышеуказанных сроков, предусмотренных п.1 ст.19 Закона, потребитель вправе предъявить требование о безвозмездном устранении недостатков товара или о возмещении расходов на устранение таких недостатков товара, допущенных по вине изготовителя, если эти недостатки обнаружены в течение срока службы (годности) товара, а если срок службы (годности) не установлен - в течение 10 лет со дня передачи товара потребителю. Если требование не удовлетворено в течение 20 дней с момента его предъявления, потребитель вправе предъявить изготовителю иные требования, а именно: о соразмерном уменьшении покупной цены товара или о замене товара на такой же товар другой марки (модели, артикула).

3.3. Обстоятельства, освобождающие продавца (изготовителя) от обязанности удовлетворить требования потребителя


Продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора, вправе отказать потребителю в удовлетворении его требований по поводу недостатков товара, если:

- требования заявлены по поводу недостатков, которые были оговорены при заключении договора купли-продажи;

- требования предъявлены по истечении сроков, установленных законодательством;

- недостатки, по поводу которых заявлено требование, возникли после передачи товара потребителю в результате нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки, действий третьих лиц или непреодолимой силы и это доказано продавцом (изготовителем) или организацией, выполняющей функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним;

- потребитель не представил товарный (кассовый) чек, а в отношении товаров, на которые установлены гарантийные сроки, - технический паспорт или иной заменяющий его документ.

3.4. Безвозмездное устранение недостатков товара


Это требование потребитель вправе предъявить (согласно п.п. 2, 3 ст. 18 Закона) продавцу, изготовителю либо организациям, выполняющим их функции на основании договора.

В соответствии со ст.20 Закона обнаруженные недостатки должны быть устранены в течение 20 дней со дня предъявления требования потребителем. За просрочку удовлетворения этого требования предусмотрена неустойка (ст. 23 Закона). Гарантийный срок на товар продлевается на период, в течение которого товар не использовался потребителем. Этот период исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков по день выдачи товара потребителю после их устранения (п.3 ст.20 Закона). При этом если в товаре в процессе ремонта заменяется какая-либо деталь или составная часть, на которую установлен отдельный гарантийный срок, то гарантийный срок на эту деталь или составную часть исчисляется заново (п.4 ст.20 Закона), а гарантийный срок на товар в целом, как указано выше, продлевается.

 

2008-09-08 23:33:02 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
Яндекс.Метрика