Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История государства и права России. Ч. 3

Контрреформы 1880-1890 гг. Первыми жертвами контрреформ, на путь которых встало правительство Александра III, стали печать и школа. 27 августа 1882 г. были утверждены новые Временные правила о печати, устанавливающие строгий административный надзор за газетами и журналами. Редакции их обязаны по требованию МВД сообщать имена авторов статей, печатающихся под псевдонимами. Ужесточается «карательная цензура» - вводятся репрессивные меры против прогрессивной печати. В 1883-1884 гг. прекратили существование все радикальные и многие либеральные периодические издания. Среди них «Отечественные записки» (редактор М.Е. Салтыков-Щедрин), «Дело» (редактор В.В. Шелгунов), «Голос», «Земство».

23 августа 1884 г. вводится новый университетский устав, фактически ликвидировавший автономию университетов. С 1887 г. при поступлении в университет стали требовать предоставления характеристики о «благонадежности».

В конце 80-х - начале 90-х годов самодержавие издает серию законов, направленных на сохранение разрушающихся патриархальных устоев в деревне, в первую очередь патриархальной крестьянской общины. 18 марта 1886 г. издается закон, по которому семейный раздел может быть произведен только с согласия главы семьи (большака) и с разрешения не менее 2/3 домохозяев на сельском сходе.

Начался отход от принципов судебной реформы. Прежде всего все чаще стали практиковаться изъятия дел из общей судебной системы с передачей их на рассмотрение специальных и чрезвычайных судов. Важную роль сыграло также примечание к ст. 1 Устава уголовного судопроизводства, допускавшее ситуации, при которых «административная власть принимает в установленном законом порядке меры для предупреждения и пресечения преступлений и проступков». Телесные наказания, отмененные указом 1863 г., на практике продолжали применяться в соответствии с решением Комитета министров.

Согласно принятому в 1881 г. Положению о мерах к ограждению государственного порядка и общественного спокойствия, министр внутренних дел и генерал-губернатор получают право передавать некоторые дела на рассмотрение военных судов для их разрешения по законам военного времени. Военные суды рассматривали дела в кратчайшие сроки с минимальными гарантиями прав обвиняемых, приговаривая к самым суровым наказаниям. В 1887 г. суду предоставляется право проводить закрытые заседания, объявляя слушание дела «секретным» или «конфиденциальным».

12 июля 1889 г. было издано Положение о земских участковых начальниках, согласно которому в 40 губерниях России создавалось 2200 земских участков (примерно по 4-5 на уезд) во главе с земскими начальниками. В уездах учреждался съезд земских начальников, который состоял из административного и судебного присутствий. Земские начальники назначались министром внутренних дел по представлению губернаторов и губернского предводителя дворянства из местных потомственных дворян. Земский начальник должен был обладать определенным имущественным цензом (свыше 200 десятин земли или другим недвижимым имуществом стоимостью 7500 руб.), иметь высшее образование, трехлетний стаж службы в должности или мирового посредника, или мирового судьи, или члена губернского присутствия по крестьянским делам. При недостатке кандидатур, удовлетворявших этим требованиям, земскими начальниками могли назначаться местные потомственные дворяне со средним, а иногда и начальным образованием, состоявшие в военных или гражданских чинах, независимо от стажа службы, однако имущественный ценз для них повышался вдвое. Министр внутренних дел «в особых случаях», в обход указанных условий, мог назначать в земские начальники любого из местных дворян, а по закону 1904 г. эти условия вообще были отменены.

В функции земского начальника вверенного ему участка входили: надзор и контроль за деятельностью крестьянских сельских и волостных учреждений, всесторонняя опека не только крестьянского, но и всего податного населения других непривилегированных сословий, живущего в сельской местности. Прерогативы земского начальника, осуществлявшего административные и судебно-полицейские функции на селе, были очень широки. Он мог подвергать телесным наказаниям, аресту до 3 дней и штрафу до 6 руб. (крестьянских должностных лиц - аресту до 7 дней и штрафу до 5 руб.), отстранять от должности членов крестьянских сельских учреждений, отменять любое постановление сельского и волостного схода, навязывать им свое решение.

Волостные суды, ранее избираемые крестьянами, теперь назначались земским начальником из предложенных сельским обществом кандидатов. Земский начальник мог отменить любое постановление волостного суда, а самих судей в любой момент отстранить от должности, подвергнуть аресту, штрафу, телесному наказанию. Постановления и решения земского начальника считались окончательными и не подлежали обжалованию.

В связи с учреждением института земских начальников в 1889 г. были упразднены уездные присутствия по крестьянским делам (учрежденные в 1874 г. взамен уездных съездов мировых посредников) и мировые суды, введенные судебными уставами 1864 г. Функции этих упраздненных учреждений переданы земским начальникам.

Затем последователи контрреформы местного управления. 12 июня 1890 г. утверждено новое Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Формально оно сохраняло принципы бессословности и выборности земств, однако эти принципы были сильно урезаны, в чем и заключался смысл земской контрреформы. Так, земледельческая курия, по которой ранее могли баллотироваться землевладельцы всех сословий, теперь стала курией дворян-землевладельцев. Ценз для дворян уменьшался вдвое, а число гласных землевладельческой курии существенно увеличивалось. Крестьяне лишались выборного представительства: теперь они выбирали только кандидатов в земские гласные, список которых рассматривал уездный съезд земских начальников, и по представлению этого съезда губернатор утверждал гласных. Резко повышался избирательный ценз для городской курии, вследствие чего более половины избирателей этой курии лишались права участвовать в выборах в земства. В результате этого в земских собраниях существенно повысился удельный вес дворянства: с 42 до 55% - в уездах и с 82 до 90% - в губерниях.

Туже цель преследовала и городская контрреформа. 11 июня 1892 г. было издано новое Городовое положение, по которому значительно урезались избирательные права городского населения. От участия в городском самоуправлении теперь устраняли не только трудящиеся массы города, но и мелкую буржуазию - мелких торговцев, приказчиков и пр. Это достигалось путем значительного повышения имущественного ценза. Преимущество отдавалось дворянам-домовладельцам и крупной торговой и промышленно-финансовой буржуазии.

В результате резко сократилось число самих избирателей в городские думы, например, в Петербурге с 21 до 8 тыс., в Москве - с 20 до 7 тыс. избирателей.

Согласно Городовому положению 1892 г. еще более усилилась система административного вмешательства в дела городского самоуправления. Губернатор не только контролировал, но и направлял всю деятельность городских дум и управ. Сами городские головы и члены городских управ теперь рассматривались как состоящие на государственной службе чиновники, а не «избранные» представители городского населения.

В дальнейшем на практике контрреформы 80-90-х годов не были полностью реализованы: объективные социально-экономические процессы развития русского пореформенного общества оказались сильнее попыток самодержавия сохранить и углубить сословно-дворянское влияние на жизнь. От части контрреформаторских идей пришлось отказаться, не приняв их даже формально. Так, например, сложилась судьба подготовленной еще в 1886 г. судебной контрреформы.

Изменения в управлении национальными окраинами. Во второй половине XIX в. несколько изменилась организация управления национальными окраинами. В Польше и на Кавказе оно было приближено к общероссийским порядкам. Были упразднены наместничества, но сохранены генерал-губернаторства. Присоединение Средней Азии к России повлекло за собой создание Туркестанского края во главе с генерал-губернатором, наделенным широчайшими полномочиями. В областях края хозяевами были военные губернаторы, которые имели почти неограниченные полномочия по применению принудительных мер в отношении коренного населения. К управлению областью военный губернатор привлекал местную администрацию, назначавшуюся из числа старейшин (аксакалов), которые, опираясь на местные обычаи, помогали русской администрации управлять коренным населением.

Царизм сохранил в качестве самостоятельных государств Бухарский эмират и Хивинское ханство. Однако они были поставлены в зависимость от России. Эта зависимость сочетала в себе элементы вассалитета и протектората, т.е. совмещала феодальные и буржуазные институты.

 

2009-05-18 01:36:17 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28                                            
Яндекс.Метрика