Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История государства и права России. Ч. 3

Военная реформа. Новые веяния обусловили необходимость реорганизации и вооруженных сил. Эта реформа в большой мере связана с именем Д.А. Милютина, ставшего военным министром в 1861 г.

Прежде всего Милютин ввел систему военных округов. В 1864 г. было создано 15 округов, охвативших всю территорию страны, что позволило улучшить призыв и обучение военнослужащих. Во главе округа стоял главный начальник округа, он же командующий войсками. Ему подчинялись все войска и военные учреждения на территории округа. В военном округе имелись окружной штаб, интендантское, артиллерийское, инженерное, военно-медицинское управления, инспектор военных госпиталей. При командующем был Военный совет.

В 1867 г. была проведена военно-судебная реформа, в которой нашли отражение некоторые положения судебных уставов 1864 г. Сложилась трехзвенная система военных судов: полковые, военно-окружные, главный военный суд. Полковые суды имели подсудность примерно такую же, как мировой суд. Наиболее крупные и средней сложности дела рассматривались военно-окружными судами. Высшей апелляционной и надзорной инстанцией был главный военный суд.

В 60-х годах обнаружилась нецелесообразность подготовки офицерских кадров в кадетских корпусах, которые обходились государству дорого, поскольку обучение в них продолжалось семь лет. Учащиеся туда зачислялись по сословному признаку из дворянских семей. Кадетские корпуса были упразднены, а подготовку офицерских кадров стали обеспечивать военные училища. В них по-прежнему обучались дворяне, хотя формально отпали сословные ограничения. Там могли учиться только лица, имевшие, как правило, среднее образование.

Военные училища не могли обеспечить армию достаточным количеством офицеров. В связи с этим создаются юнкерские училища, в которые имели широкий доступ представители всех слоев населения, так как туда можно было поступать со значительно меньшей общеобразовательной подготовкой.

Но главная реформа этого времени - переход от рекрутчины ко всеобщей воинской обязанности. Рекрутская система заставляла держать под ружьем громадную массу людей даже в мирное время. Вместе с тем военную подготовку проходило не все мужское население страны, что лишало армию резерва в случае войны.

Согласно военной реформе 1874 г. предусматривалась отмена рекрутских наборов, устанавливалась обязательная военная служба для всех лиц мужского пола независимо от сословия, достигших 20 лет, в сухопутных войсках - 6 лет, на флоте - 7 лет. От действительной службы освобождались многие нерусские народы, особенно восточные. Устанавливались сокращенные сроки службы для лиц, имевших образование (высшее - шесть месяцев, среднее - полтора года, начальное - четыре года). Льготными сроками службы пользовались главным образом представители имущих классов.

Школьная реформа. Утвержденное 14 июля 1864 г. Положение о начальных народных училищах разрешало открывать их общественным учреждениям и частным лицам. Но учебная часть в этих училищах подчинялась уездным и губернским училищным советам, состоявшим из чиновников и представителей земств (председателем губернского училищного совета был архиерей). Одной из основных задач начальной школы считалось «утверждение в народе религиозных и нравственных понятий». Обязательными были уроки закона божьего, обучения грамоте, четырем правилам арифметики и церковного пения.

Устав для средней школы был утвержден 19 ноября 1864 г. Среднее образование в семиклассных мужских гимназиях объявлялось открытым для всех сословий, но установленная за обучение плата делала его недоступными для детей несостоятельных родителей. Гимназии были классические, в которых, кроме общеобразовательных предметов, преподавались латинский, а иногда и греческий языки, и реальные, где вместо древних языков увеличивался объем преподавания математики и естествознания. Окончившие классические гимназии могли поступать в университеты без экзаменов. Реальные гимназии таких прав не давали, завершение обучения в них только облегчало поступление в высшие технические училища.

Особую тревогу правительства вызывали университеты в связи с распространением среди студентов революционных настроений. Строгие Временные правила 31 мая 1861 г. лишали студентов всех прав и вызвали осенью того же года бурные студенческие выступления в Петербурге и Москве. Новый устав 18 июня 1863 г. восстанавливал академическую автономию университетов. Совет профессоров руководил всей университетской жизнью. Он избирал ректора, деканов и по выборам замещал вакантные должности преподавателей. За министерством просвещения сохранялось право утверждать избранных профессоров, а также некоторые решения совета. Студенты подчинялись дисциплинарному суду профессоров, избираемому советом. Новый университетский устав 1863 г. преследовал двойную цель. Он шел навстречу требованиям либеральной профессуры и пытался привлечь ее для борьбы с революционным движением учащейся молодежи.

Реформа цензуры. Правительственная политика по отношению к печати отличалась характерными для царствования Александра II колебаниями. Намеченный в 50-х годах курс реформ сверху вызвал смягчение цензурных притеснений. Газеты и журналы начали обсуждать вопросы внутренней и внешней политики. Возникали десятки новых периодических изданий. Но скоро правительство стало принимать меры к ограничению политического влияния печати. 18 мая 1862 г. были введены Временные правила о печати. Они разрешали касаться недостатков администрации и реформ только в книгах размером не менее 10 печатных листов или в журналах, которые стоили по подписке 7 руб. и более. За «вредное направление» периодические издания могли быть приостановлены на восемь месяцев. С начала 1863 г. цензура перешла из Министерства просвещения в ведение Министерства внутренних дел.

6 апреля 1865 г. был утвержден новый цензурный устав и на этот раз он именовался Временными правилами, хотя просуществовал вплоть до революции 1905 г. По этому уставу предварительная цензура отменялась для больших изданий Их издатели и редакторы привлекались к ответственности только по суду. Массовые издания, напротив, подлежали предварительной цензуре. Периодика от нее освобождалась по особым разрешениям и при условии внесения залога в 2,5-5 тыс. руб. Кроме того, газеты и журналы могли подвергаться в административном порядке сначала «предостережению», затем временной приостановке (до полугода) и, наконец, запрещению. Для провинциальных изданий предварительная цензура сохранялась. Продолжала действовать и церковная цензура.

 

2009-05-18 01:36:17 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28                                            
Яндекс.Метрика